Пробный режим пройдёт в два этапа: до 28 февраля 2026 года маркировать будут продукцию в потребительской упаковке, с 1 октября 2025 до 31 августа 2026 года – полуфабрикаты и замороженные изделия. Итог тестирования определит, станет ли кодирование продукции обязательным для всех производителей.
Маркировка мясных изделий – это система цифрового отслеживания товаров на всех этапах: от производства до прилавка. С помощью уникального кода DataMatrix каждый продукт получает «паспорт», позволяющий проверить его происхождение, сроки годности, историю перевозок и легальность. В условиях участившихся случаев отравления мясными изделиями в необходимости эксперимента сомнений нет. У пилотного проекта несколько достоинств. Во-первых, он позволит обеспечить цифровую прозрачность товарооборота как для торговых сетей, так и для потребителей. Во-вторых, снизит долю нелегальной продукции, которая, по данным экспертов, на рынке достигает 14 процентов.
В эксперименте могут добровольно принять участие производители, импортёры и торговые сети. Однако с первого марта 2026 года планируется сделать маркировку обязательной. В таком случае продукция без цифрового кода не сможет быть продана через розницу, а ошибки при маркировке будут грозить штрафами до 100 тысяч рублей. Чтобы минимизировать риски и обрести конкурентное преимущество на рынке, бизнесу важно подготовиться заранее. Для этого необходимо подать заявку в Минпромторг, закупить оборудование и обучить сотрудников маркировке и отслеживанию.
Для реализации проекта задействована система «Честный знак». Платформа уже активно используется для маркировки молочной и фармацевтической продукции, обуви, косметики и других товаров. Внедрение идентификационных знаков уже доказало свою эффективность. Например, в фармацевтике доля контрафакта снизилась на 40 процентов, а потребители теперь с лёгкостью проверяют товар с помощью смартфона. Поэтому чем больше товаров подключится к системе, тем прозрачнее и безопаснее станет рынок.