Встреча журналистов с сотрудниками детской городской больницы № 3 началась в кабинете главного врача. Марина Шеметова впервые демонстрирует представителям СМИ уникальные кадры больничной видеокамеры, которая запечатлела работу учреждения в самые первые часы трагедии.
- Видите, в приёмном покое располагался пункт МЧС, который круглосуточно обеспечивал связь между больницей, домом № 164 и различными федеральными службами, - комментирует Марина Викторовна. - А вот сейчас повезут нашего Ванечку.
Именно так - "нашего Ванечку", ведь за те пять часов, что ребёнок находился в больнице, он стал "своим" для всех сотрудников без исключения.
Поясняя происходящее на видеозаписи, Марина Шеметова с трудом сдерживает волнение. Только сейчас, когда за здоровье маленького пациента можно не волноваться, она признаётся: в те страшные минуты было не до эмоций, действовали на уровне профессиональных инстинктов.
- Информация о том, что в больницу везут малыша, 35 часов находившегося под завалами на морозе, поступила от скорой помощи, - поясняет Марина Шеметова. - В приёмном покое ребёнка уже встречала бригада реаниматологов. После осмотра его подняли в реанимационный зал.
Заведующий травматологическим отделением Александр Охрименко был в числе тех, кто встречал Ваню в приёмном покое больницы.
- Мальчик был доставлен на кислородной поддержке, обезболен, - вспоминает Александр Викторович. - Переложили его на каталку и отправили в реанимацию, где уже ожидала бригада в составе хирургов, анестезиологов, педиатра, окулиста и отоларинголога. Состояние при поступлении расценивалось как крайне тяжёлое: имелась сочетанная травма, температура тела не превышала 35,5 градуса, наблюдались пролежни и обморожение.
Врачи детской больницы находились на постоянной связи с региональным министерством здравоохранения, согласовывали свои действия со специалистами детской областной клинической больницы и Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии. Пока в реанимации шла борьба за жизнь малыша, с его мамой здесь же, в больнице, работал психолог.
Журналистам предложили посмотреть палату, в которой лежал Ванечка, и пообщаться с врачами, которые сделали всё возможное, чтобы стабилизировать его состояние и подготовить к транспортировке в Москву. Облачившись в бахилы и халаты, представители СМИ прошли тем же путём, который минутами ранее видели на кадрах видеосъёмки. На входе в реанимацию - обязательная дезинфекция рук.
- Представители министерства здравоохранения позже отметили, что, несмотря на чрезвычайную ситуацию, все правила нахождения в реанимации соблюдались неукоснительно, - отмечает заместитель главного врача по медицинской части Ольга Бочкарева. - А для нас это норма, такие вещи отработаны до автоматизма.
Кроватка, в которой лежал десятимесячный Ваня, выглядит совсем крохотной. Пока журналисты осматриваются, в палате реанимации понемногу собираются врачи. Явно смущаясь от всего происходящего, они недоумевают: отчего такое внимание, ведь они просто выполняли свою работу. Обступив кроватку, начинают сухо делиться воспоминаниями и эмоциями.
- В тот день вот так же, как сейчас, возле этой кроватки собралось множество специалистов, - отмечает Марина Шеметова. - У всех было настолько глубокое погружение в ситуацию, что врачи понимали друг друга с полувзгляда, с полуслова. Предельно важна была и деликатная поддержка наших руководителей: министра здравоохранения Челябинской области Сергея Приколотина и его заместителя Виктории Сахаровой, заместителя директора центра по координации деятельности медицинских организаций Елены Симоновой.
Анестезиолог-реаниматолог Максим Курятников в тот день дежурил в реанимации. За его восемнадцатилетнюю практику случаи бывали разные, но сообщение, что спустя столько часов после трагедии нашли выжившего ребёнка, было неожиданным, признаётся он.
- В реанимацию всегда поступают дети в тяжёлом состоянии, так что мы в принципе ко всему готовы, - рассказывает Максим Андреевич. - Но, несмотря на опыт, эмоциональное напряжение чувствовалось, видимо, накладывались ещё и обстоятельства трагедии. Однако отработали слаженно.
Как отмечают специалисты, транспортировку до аэропорта и перелёт Ваня перенёс хорошо, без сбоев дыхания и сердцебиения. Не подвели и почки, за состояние которых так переживали реаниматологи. Магнитогорские врачи буквально из рук в руки передали ребёнка директору НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Валерию Митишу, который лично вылетел встречать малыша спецбортом.
Днём раньше в больнице побывали глава государства Владимир Путин и министр здравоохранения Вероника Скворцова, которые навестили тринадцатилетнего Серёжу Гаврилова, спасённого одним из первых.
- Несмотря на то, что это событие не только для больницы, но и для города, никакой суеты и каких-либо чрезвычайных мер не было: учреждение работало в обычном режиме, - отмечает Марина Викторовна. - В приёмном покое находились посетители, Владимир Владимирович даже переодевался в обычном гардеробе. Всё было настолько естественно, что не ощущалось дистанции, напряжения: к нам прибыли люди, разделявшие нашу боль, прибыли не контролировать, не поучать, а помочь. В реанимации в тот день находилось трое детей, и Владимир Владимирович подошёл к каждому из них, справился о здоровье, поговорил с персоналом об условиях работы.
Когда у Сергея Гаврилова спросили, что ему особенно запомнилось из общения с Владимиром Путиным, он ответил: "Крепкая, большая рука". Кроме того, выяснилось, что он занимается тем же видом спорта, что и президент.
А специалисты третьей детской больницы признаются, что присутствие в учреждении президента России и губернатора Челябинской области повысило и без того высокий градус личной ответственности каждого.
Сейчас жизнь больницы вошла в привычную колею, но врачи продолжают следить за состоянием десятимесячного Вани и тринадцатилетнего Серёжи и от всей души надеются, что им удастся справиться не только с физическими, но и с психологическими последствиями пережитой трагедии.