Чтобы "вылечить" систему здравоохранения, нужно не только перестраивать работу сверху, но и менять отношение к пациентам на местах.
Вспоминается, как часто люди старой закалки говорят: "Что вы всё на власть ругаетесь? Наверху не всегда знают, что творят в каждом городе или деревне. За всем не уследишь". Кто-то считает подобные высказывания наивными, а мне вот кажется, что доля правды в этом есть. Ведь сколько ни принимают новых законов, ни выделяют средств, лучше работать от этого не стали. И это можно отнести практически ко всем областям жизни. Взять, к примеру, медицину…
Нельзя сказать, что, как и десять-пятнадцать лет назад, система здравоохранения живёт сегодня впроголодь. Благодаря майским указам президента медицинским работникам подняли заработную плату. Многие больницы и поликлиники могут похвастаться новейшим оборудованием для обследования и реабилитации больных. Перестраивается в принципе система лечения различных категорий пациентов, появились специализированные центры, к примеру, геронтологические, перинатальные. Впору радостно хлопать в ладоши: наконец-то с отстающих позиций выходим на передовые. Но не тут-то было: обращаясь за медицинской помощью в учреждение здравоохранения, едва ли не каждый сталкивается с так называемым человеческим фактором. Вот лишь три истории, произошедшие недавно и оставившие у их фигурантов как минимум неприятный осадок от халатного, невнимательного отношения медиков. Настоящих имён пациентов и врачей по этическим соображениям называть не будем: если у руководящих работников системы здравоохранения появится желание их узнать либо представить свою точку зрения, полные данные есть в редакции "ММ".
Хватит больничный выпрашивать!
Игорь Р., наверное, больше никогда в жизни не будет носить женщин на руках. Первого мая этого года желание угодить подружке для него закончилось весьма печально. То ли девушка была в теле, то ли просто оступился, но вместе с ценным грузом молодой человек упал навзничь и ударился головой.
Из носа пошла кровь, но юноша не обратил на это внимания: мало ли чего в жизни бывает - заживёт. На следующий день состояние ухудшилось, и пришлось вызывать скорую помощь. Врачи увезли парня в приёмный покой больницы, где сделали снимок, перелома и трещин не нашли, поставили диагноз "сотрясение мозга" и отправили на консультацию к неврологу в поликлинику по месту жительства.
К врачу Игорь пришёл с сильной головной болью, головокружением, тошнотой. Но вместо сочувствия врач выдала: "Придумываете тут, ходите - больничный выпрашиваете!" и, не дав никаких рекомендаций, выписала на работу. Дома молодому человеку стало хуже, снова пришлось вызывать неотложку. На этот раз больного увезли в нервное отделение, где был поставлен диагноз "черепно-мозговая травма, субарахноидальное кровоизлияние". Спустя две недели пациента перевели в нейрохирургическое отделение. Врачи не скрывают, что из-за поздней диагностики, а по сути - непрофессиональных действий невролога поликлиники, прогноз не слишком благоприятный, сейчас решается вопрос об оперативном вмешательстве. Более того, парню повезло: с его диагнозом вполне можно было отправиться и на тот свет.
Мать молодого человека не оставила случившееся без внимания, написав жалобу во все возможные инстанции с требованием провести служебное расследование.
Военкомат? Подождёт!
Прежде чем попасть в ряды Вооружённых сил, призывник проходит медицинскую комиссию. Армии не нужны бойцы, у которых проблемы со здоровьем. Поэтому, в случае обнаружения какой-либо патологии, ребят направляют на дополнительное обследование в стационар или поликлинику по месту жительства.
У Ивана Б. четыре года назад начались проблемы со спиной: болела поясница, "отключалась" нога. Его положили в больницу, где обследование показало протрузию межпозвонковых дисков и грыжу диска. Лечение на время помогло, хотя периодически боли возобновлялись. Естественно, на медицинской комиссии в военкомате призывник об этом рассказал. Его отправили к неврологу. Кто бы думал, что эпопея затянется на целых два месяца. Отметка на бланках направлений "Срочно. Военкомат" вовсе не стимулировала врачей ускорить процесс обследования. Хотя требовалось всего лишь повторное МРТ, доктор отправил парня сдавать анализы. Потом через главного врача документы переслали в администрацию больницы, к которой относится поликлиника: только там могли дать заветный талон на диагностику. Так и не дождавшись обещанного звонка от врача, через две недели молодой человек пришёл в поликлинику. Оказалось, что карточка давно вернулась с рекомендацией перед МРТ пройти рентген. Прошёл. После этого документы пошли по второму кругу - и снова тишина.
Спустя два месяца мать юноши не выдержала - обратилась за помощью в управление здравоохранения. Через два дня талон был на руках. Казалось, финиш близок. Отнюдь. Снова потянулись дни, а сообщения о том, что заветный акт исследования наконец можно забрать, так и не было. Невролог просто отложила карточку призывника в дальний угол и благополучно забыла о ней. На вопрос: "А если бы мы вновь не напомнили о себе, то ждали бы ещё неделю?" - врач заявила: "Может, и две! Надоели вы, здоровые бездельники с военкомата - больными из-за вас заниматься некогда!".
Ничего не оставалось, как идти опять в мэрию - жаловаться. И документы были выданы. Правда, заполнены на скорую руку, с ошибками, которые пришлось исправлять начмеду больницы, прежде чем поставить печать.
Очки на нос, таблеточки в карман - и живите
Прошедшей осенью Светлана Г. упала. Неудачное приземление спровоцировало перелом грудного позвонка. Серьёзная травма выбила женщину из нормальной жизни на долгие 160 дней - именно столько было положено ей дней "отдыха" по больничному листу. Периодически её вызывали в поликлинику, несмотря на тяжёлое состояние. Доводы родственников, что ей трудно передвигаться, не имели результата: на дом приходить невролог отказывалась, а посмотреть на пациентку было нужно. С трудом родные на машине привозили Светлану в поликлинику.
- При этом хоть бы раз невролог по-человечески поинтересовалась, как я себя чувствую? - сетует Светлана. - Провела бы какое-нибудь дополнительное обследование, назначила восстановительное лечение - только бюллетень продляла.
Спустя два месяца начались непредвиденные проблемы - в голове появился нескончаемый навязчивый свист. Иногда женщине казалось, что она сходит с ума. Естественно, решила рассказать об этом доктору. Но невролог поликлиники на жалобы отмахнулась: "Что вы придумываете? Это возрастное, на соматическом уровне - идите к психологу!" На приёме у окулиста во время диспансеризации Светлана Валерьевна случайно узнала, что, судя по глазному дну, у неё плохо циркулирует спинномозговая жидкость. Женщина пошла обследоваться в платную клинику - что толку от своего врача, которому нет дела до твоих жалоб?
Невролог поликлиники при очередной встрече снова "отличилась", заявив: "Что вы хотите в вашем возрасте? (Светлане недавно исполнилось пятьдесят лет - Прим. авт.) С двадцати пяти у человека начинается саморазрушение организма. Так что очки на нос, таблеточки в карман - и живите!"
Болеть себе дороже
Грустно осознавать, что подобные истории - отнюдь не исключения из правил. Случайность, пожалуй, лишь в том, что все они связаны с неврологами. Да, узкие специалисты в медицинских учреждениях в дефиците. Может, потому они и ведут себя так, зная, что заменить их некем? Да ещё уверены, что всё сойдёт с рук: народ у нас ко всему привычный…
Только, мне кажется, подобную самоуверенность пора изживать. Всё-таки не те уже времена. Многие знают, как открываются двери чиновничьих кабинетов, прокуратуры, судов, и готовы бороться за справедливость.
В медицинские учреждения по месту жительства лишний раз соваться не хочется. Зато в платных клиниках часто встречаешь тех же самых докторов, подрабатывающих в свободное от основной деятельности время. И там они - сама вежливость, внимание и забота. Вот уж правда: у нас бесплатным врачам не докажешь, что ты болен, а платным - что ты здоров.
Два года назад из-за нехватки медицинских кадров было принято решение изменить систему подготовки врачей в вузах. Упор сделали на медиков первичного звена - терапевтов, педиатров, стоматологов. Откуда взялась тогда статистика, что узких специалистов, в принципе, хватает, - непонятно. Таким образом, медицинские вузы теперь будут выпускать лишь врачей общей практики. Они пойдут работать в общую сеть, а специализация станет возможной только после трёх лет работы в больнице. Палка о двух концах: участковых будет в достатке, а эндокринологов, окулистов, отоларингологов, неврологов как не хватало, так и не будет хватать. А значит, в ближайшие годы, несмотря на увеличение абитуриентов по целевому набору, выделение медикам жилья и прочие положительные сдвиги, вряд ли можно рассчитывать на улучшение ситуации в целом. Словом, запасайтесь терпением, знайте и умейте защищать свои права и как можно реже болейте.