Чтобы найти средства на инфраструктуру, Минфин предлагает поднять акцизы на бензин.
Минфин готов увеличить ассигнования на дорожное хозяйство на 26,7 млрд. рублей в 2014 году и 63,2 млрд. в 2015 году. Тогда удастся выполнить поручения Путина из его первых указов и предвыборных статей, объясняет сотрудник аппарата правительства.
В статье об экономических задачах, опубликованной в "Ведомостях", Путин обещал поддержку крупным инфраструктурным проектам, чтобы обеспечить "транспортную связанность" страны и, в первую очередь, Сибири и Дальнего Востока. С 2015 года бюджету придется тратить все больше на выполнение поручения, с 2020 года - около 300 млрд. рублей в год.
Но в действительности денег понадобится еще больше, подчеркивает деловая газета "Ведомости": упадут поступления в дорожные фонды из-за введения дифференцированных ставок акцизов: чем качественнее топливо, тем ниже налог. По оценкам Росавтодора, фонды могут недосчитаться 101,8 млрд. руб-лей в ближайшие три года, в том числе региональные - 73,3 млрд.
Ведомства думают, как залатать дыру. Обсуждается повышение акцизов для топлива класса "Евро-4" и "Евро-5" (по Налоговому кодексу в 2013-2014 годах ставки на "Евро-5" почти вдвое ниже, чем на "Евро-3"), сообщил министр финансов Антон Силуанов: "Если мы хотим сохранить объем пополнения дорожных фондов, то мы должны еще раз посмотреть на уровень обложения акцизом моторного топлива" (цитата по "Интерфаксу"). К 2015 году на "Евро-5" придется свыше 90 процентов всего топлива.
Дополнительное повышение акцизов поднимает цены на бензин, а это недопустимо, всерьез предложение еще не обсуждалось. Легче найти другие источники финансирования. Силуанов считает, что акцизы нужно повысить так, чтобы бензин не подорожал.
Маржа нефтепереработки сейчас около 4 долларов в пересчете на баррель нефти, а розницы - около 20 процентов, говорит аналитик Номос-банка Денис Борисов, если повышение акцизов будет несущественным, розничные цены на топливо могут и не вырасти, дополнительные расходы нефтяники могут принять на себя. "Вот и обманули!" - восклицает менеджер нефтяного холдинга: чиновники долго уговаривали компании вложиться в модернизацию НПЗ, обещая компенсировать инвестиции через пониженный акциз. Он не понимает, как удастся и акциз поднять, и обещания перед нефтяниками выполнить, и розничные цены удержать: "Если попросят больше отдавать государству, придется либо повысить цены, либо терпеть убытки".
Государству придется искать деньги на дороги, считают эксперты. Только на содержание и ремонт федеральных трасс нужно тратить 800-900 млрд. рублей в год, еще 500 млрд. - на строительство новых, говорится в докладе Высшей школы экономики (в бюджете на 2012-2014 годов - 930 млрд., 1 трлн. и 1,16 трлн.). На эти деньги можно было бы построить, к примеру, до 4200 км двухполосных дорог в регионах и свыше 500 километров федеральных трасс с 4-6 полосами движения, подсчитали в ВШЭ.