Максим Долганов превращает обычные отечественные машины в автомобили будущего. Предпочитает "Лады". Первую модернизацию сделал в возрасте девяти лет. Купил на карманные деньги светоотражатели, которые раньше крепились сбоку на двери. Потом дело дошло до замены обычных лампочек на светодиодные. А в более взрослом возрасте захотелось повторить и превзойти красивые фото киношных спорткаров.
Путь к победе
Максим Долганов - начальник службы по ремонту строительных, грузоподъёмных механизмов и автотранспорта треста "Магнитострой". Впервые за руль сел в детстве. Сначала управлял на просёлочных дорогах "Ладой" отца, сидя у него на коленях. Помогал ремонтировать машину, сначала просто подавая ключи. В 17 лет пошёл в автошколу. Вскоре родители решили сделать сыну подарок. Так он и стал собственником такой же марки авто, как у папы, только поновее.
- Первые ощущения - страх и восторг, - говорит Максим. - Только получил права, исполнилось 18 лет - и мне дарят машину, говорят: "Садись и езжай". Эмоции переполняли. Как это сам? Один? Первый год ездил везде, даже, условно говоря, в булочную. Не хотелось выходить из машины и отпускать руль.
К 21 году захотелось выделить машину из общего потока. Тогда и увлёкся соревнованиям по автозвуку и тюнингу. Съездил на Чемпионат России. Не оценил поначалу, что впервые участвовать в состязании такого уровня и стать пятым на всю страну - это очень достойный результат. Ужасно расстроился. Правда, при этом поставил перед собой цель выиграть. С того момента начал заниматься автоспортом профессионально. Нравились не только преобразования автомобилей, но и новые знакомства, общение. Теперь у него есть приятели в разных городах страны.
С 2014 года принимал участие в основном в Чемпионатах России - ведь надо было выполнять поставленную задачу. Предпочитал три категории: "Автотюнинг", "Качество звучания" и "Мультимедиа стерео". В перерывах соревновался в местных турнирах. Каждый год занимал призовые места в Уфе, Челябинске, Оренбурге и Стерлитамаке - в городских, региональных, окружных чемпионатах.
- В 2017 году на финале в Пензе я достиг своей цели - стал чемпионом России во всех трёх номинациях, - рассказывает Максим Долганов. - После этого решил взять бессрочный отпуск. В 2018 году переквалифицировался в судью по автотюнингу, был в жюри УРАЛ МОТОР ШОУ в Челябинске в категориях "Тюнинг стайлинг" и "Лада-стайл", а также судил местные соревнования по автотюнингу.
У него ошеломляющий список побед: 19 первых мест, 8 вторых, 3 третьих. Чемпион Урала и России. Впрочем, говорит, с одного взгляда всё равно не может заметить всех изменений, которые придумывают собственника авто.
- Есть очень много внутренних, скрытых перемен, которые так просто не увидишь, - поясняет он. - Для этого у каждого участника имеются фотографии до переделки, во время и после изменений. На это очень интересно смотреть, так как видишь весь процесс преобразования. Оцениваешь всё - от качества исполнения до соответствия изменений общему дизайну автомобиля. Важна каждая мелочь, которая влияет на итоговую оценку. Очень люблю, когда люди делают всё сами у себя в гараже, но, конечно, чтобы было красиво и качественно, тяжело обойтись без помощи тюнинг-ателье. Для поощрения людей, которые делают большую часть своими руками, введены специальные бонусные баллы.
Кстати, часть затрат Максима вернулась именно за счёт бонусов и ценных призов. А с 2016 года уже появились спонсоры. Вдобавок, Максима пригласили в команду TeamMorelRussia, которая выступает от бренда профессиональной аудио-аппаратуры. Это была большая честь. Вступил туда, не раздумывая.
Триста "лошадей"
- Почему переделывали именно "Приору"? - интересуюсь. - Вы столько в неё вложили, что можно было купить более дорогой автомобиль.
- Эти машины более легки для тюнинга и переделки, - отметил он. - Потратил действительно много, суммы превысили первоначальную стоимость авто в 3-4 раза. Но дело не в деньгах, эмоции гораздо важнее. Мне было очень интересно изменять, усовершенствовать. В автомобиле, который мне подарили родители, было переделано практически 80 процентов узлов и агрегатов. Доработал и собрал двигатель с турбонадувом, который выдавал мощность 298 лошадиных сил. Полностью изменил тормозную систему. Поставил четырёхпоршневые суппорты фирмы JBT спереди и задние дисковые сзади, вакуумный усилитель с увеличенной производительностью, более мощную, доработанную коробку переключения передач. Заменил ходовую часть. Кузов приобрёл спортивные обвесы, модульную оптику, пластиковые крылья. Салон переделал и полностью перешил в кожу, установил профессиональную аудиоаппаратуру. Заказал магнитогорскому мастеру аэрографию с памятниками нашего города - "Тыл-Фронту" и "Металлург". Изменений очень много.
У Максима на редкость демократичные родители. Они восприняли увлечение сына спокойно. Не задавали традиционных вопросов, зачем ему это нужно, и не заявляли, что лучше бы потратил деньги на что-нибудь полезное. Переживали, когда ездил на соревнования, поддерживали. А больше всего, кажется, волновалась бабушка, в гараже которой и преображался автомобиль. Пользоваться постоянно модернизируемой машиной, конечно, стало невозможно. Так что Максим ездил на другой - обычной "Ниве".
После того, как стал трёхкратным чемпионом России, решил расстаться со своей космической "Приорой". Разобрал её, продал запчасти и оборудование. Достал из гаража навесное заводское оборудование. Основная часть кузова осталась неизменной, так что через некоторое время машина превратилась в почти стандартную. Какой она была, можно увидеть только на фото. Это кажется немного грустным, но Максим пояснил, что после достижения одной цели нужно двигаться к иной, нельзя зацикливаться на чём-то одном.
"Ладе-Приоре" к этому времени исполнилось 10 лет, но состояние было отличное. Так что удалось продать за 240 тысяч рублей. Это было в прошлом году. Сейчас Максиму 29 лет и у него другой, тоже отечественный автомобиль.
- У меня опять "Лада", но теперь "Веста", - улыбается он. - Изменять этот автомобиль пока не планирую. Может быть, куплю другой и поэкспериментирую на нём. Сейчас на первый план вышло создание семьи.