В 2025 году Елена Старостина стала победителем городского журналистского конкурса «Город и мы» в номинации «Журналист года» – за серию материалов, посвящённых СВО. Но получить награду лично не смогла, так как находилась на пути в Донбасс...
– Интерес к этой теме возник в 2022 году, – рассказала Елена после слёта советов ветеранов городов трудовой доблести. – От Донецкой Республики в нём участвовали депутат народного Совета Владимир Савелов и член общественной палаты Роман Евстифеев. Представители ДНР рассказали участникам слёта, как изменилась жизнь на Донбассе после вхождения в состав России.
– На этом мероприятии я познакомилась с Романом Евстифеевым, и мы стали общаться, – вспоминает Елена Старостина. – Готова петь дифирамбы этому человеку. В армейские годы он служил в Афганистане, потом много лет работал в милиции. В одной из школ Донецка создал музей, который известен во всём мире.
Возникла мысль побывать в Донецке, пообщаться с бойцами и местными жителями, посмотреть, что происходит в новом регионе России.
– Ветераны Афганистана, Чечни и СВО давно предлагали поехать с гумконвоем, но сдерживали обстоятельства: семья, дети, работа, хотя внутренне была готова, – признаётся Елена. – И вот во время одной из съёмок в музее СВО ребята вернулись к этой теме, и я согласилась. Все оргмоменты решила за пару недель. Накануне поездки сходила к священнику, попросила благословения.
Елена стала участницей 37-й гуманитарной миссии. Общий вес груза, который предстояло доставить на передовую, – более шестидесяти тонн. Собирали его всем городом, часть посылок и техники доставили из сельских районов. Все организационные вопросы взяли на себя ветераны Афганистана, Чечни и СВО, которые с начала спецоперации занимаются отправкой гуманитарных грузов. 20 декабря три гружённые под завязку фуры двинулись в путь. В списке получателей – бойцы, воюющие на Донецком, Запорожском, Херсонском и Луганском направлениях.
– Среди сопровождающих гумконвой были ветераны Афганистана, Чечни и СВО из Магнитогорска, Миасса, Челябинска и Южноуральска, – рассказывает Елена. – В субботу они поучаствовали в погрузке, а утром следующего дня отправились в путь. Вместе с нами ехали «газель» с особо ценным грузом и автомобиль, предназначенный для бойцов. Во время пути – минимум остановок. Да и во время ночёвок всё было чётко, по-военному. Подъём в пять утра, в шесть ты должен стоять у машины. Во вторник утром мы уже были на границе.
От Магнитогорска до границы с Луганской Республикой – более двух тысяч километров. Маршрут пролегал через Самарскую, Саратовскую, Воронежскую и Ростовскую области. По мере приближения к последней на дорогах стало появляться всё больше военной техники, вспоминает Елена. Первая большая остановка – на границе с ЛНР, где расположен контрольно-пропускной пункт. После проверки документов и досмотра машин двинулись дальше – по территории Луганской Республики.
– Страшно не было, – признаётся журналист. – Напротив, было интересно, кроме того, я понимала, что еду с людьми, которые имеют определённый опыт и подготовку, в случае чего помогут. Изначально меня предупредили, что, выходя из машины на обочину, нужно внимательно смотреть под ноги, нельзя ничего поднимать с земли. Что меня удивило, так это климат. На календаре конец декабря, у нас мороз, а здесь на полях – зелёная трава. Во время пути нас несколько раз останавливали для проверки документов.
Большую часть времени сопровождающие проводили в дороге, останавливаясь только на заправках, поэтому окрестности изучали в основном из окна автомобиля. Главное, что бросилось в глаза – более чем скромный уровень жизни.
– Отметила, что наши уральские и башкирские деревни более просторные по сравнению с теми, что мы встречали в ЛНР и ДНР, у них всё более скученно, заборчики лепятся один к одному, – делится впечатлениями Елена. – Местами встречались домики как из гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки» – с соломенными крышами, плетнём. Хотя, может, это игра моего воображения. Интересно, что мозг не сразу воспринимает разрушения как примету войны. Первая мысль: наверное, это заброшка. И только потом понимаешь, что эти руины – последствия прилёта снаряда. Если на многоэтажках «заплатки» из свежей штукатурки, значит, дом недавно восстановили. Поразили ровные широкие дороги – в России не везде такие встретишь. Ребята, с которыми я ехала, говорят, что в 2022–2023 годах эти места выглядели иначе, а многих дорог не было и в помине.
Прибыв на место, гумконвой двинулся вдоль линии боевого соприкосновения, постепенно разгружая помощь. Места разгрузки нередко становятся целью дронов противника, поэтому эти точки, разбросанные по всем четырём регионам – в ЛНР, ДНР, Запорожье, на Херсонщине, постоянно меняют. Одна из самых крупных разгрузок проходила в Донецке, где фуры встречали представители подразделений, которым предназначался груз.
– Во время разгрузки ко мне подходит женщина, спрашивает: «Здравствуйте, вы меня узнали?» – рассказывает Елена. – Оказывается, она из Магнитогорска и когда-то приходила ко мне на эфир «Времечка». Вспоминаю, что на День семьи мы приглашали её как многодетную маму.
Встретить земляка так далеко от родных мест – почти праздник.
Разговорились. Елена узнала, что её героиня переехала с детьми в Мариуполь, чтобы быть поближе к мужу, который воюет на Донецком направлении.
– Её муж приехал на разгрузку, и у них появилась возможность пообщаться час-другой, – отмечает Елена. – По словам моей героини, в Мариуполе их встретили доброжелательно, помогли с жильём, детским садом и школой.
Одна из баз временного хранения грузов находится в лесу в лагере, которым руководит Сергей Колесников, позывной «Большой». Оттуда грузы переправляют в Авдеевку, затем – по боевым позициям. Нередко Сергей передаёт сопровождающим экспонаты для музея СВО.
– Всё находится под землёй – блиндажи, столовая, баня, склады, туалеты, – рассказывает Елена. – Сверху они замаскированы сетями, которые плетут наши волонтёры. В отдельном блиндаже собирают и ремонтируют дроны. Спали мы на нарах в спальных мешках, изготовленных магнитогорскими швеями.
Одним из желаний Елены Старостиной было посещение музея, организованного Романом Евстифеевым. Она столько слышала о нём, писала статьи для донецких соцсетей и даже была на виртуальной экскурсии, и вот появилась реальная возможность увидеть всё своими глазами. Несмотря на плотный график, в этой просьбе ей не отказали.
– Музей открылся 9 мая 2008 года и изначально был посвящён Великой Отечественной войне, потом появились разделы, рассказывающие об истории Донбасса, афганской войне, а с началом СВО был организован зал, посвящённый дням сегодняшним, – Елена показывает многочисленные фотографии, сделанные на телефон. – Музей производит сильное впечатление. На огромных экранах – страшные кадры войны, без цензуры. Один из них посвящён погибшим детям, другой – гражданским лицам, третий – военным. Роман Николаевич объясняет это тем, что люди должны знать правду. К слову, идея создания магнитогорского музея СВО зародилась именно здесь. Наши ребята консультировались у Романа по многим вопросам.
На прогулку по Донецку времени не было. Внешне город выглядел мирным, а по случаю Нового года даже нарядным. Но при ближайшем рассмотрении замечаешь разбитые стёкла, выщербленные стены домов и посечённый осколками асфальт, отмечает журналист. Некоторые здания и вовсе находятся в полуразрушенном состоянии.
– В городе Ясиноватая в административном здании верхние этажи разрушены, а на нижнем располагаются МФЦ, кабинеты, где заседают депутаты местного городского Собрания, и огромный склад с гуманитарными посылками, предназначенными для мирных жителей. Приятно было увидеть среди них посылки от магнитогорских предпринимателей братьев Содиковых – с зимними вещами, предметами гигиены. Работница местной администрации рассказала, что здесь люди бесплатно получают продукты, одежду, памперсы и многое другое, и поблагодарила всех магнитогорцев и жителей Челябинской области за помощь и поддержку.
Сопровождение гуманитарного груза не туристическая поездка, поэтому время пребывания в зоне проведения спецоперации ограничено. Выполнив свою миссию, гумконвой и сопровождающие двинулись в обратном направлении.
– Хотела поблагодарить руководителей организации ветеранов Афганистана, Чечни и СВО – Урала Рифовича Шарафутдинова, Ильдара Фаритовича Габдрахманова и Юрия Вильевича Ахмерова – за эту поездку и за большую работу, которой они занимаются с начала спецоперации. Это огромный труд – собрать, погрузить, доставить груз на передовую. Разгрузить его, передать всё по назначению, включая личные посылки. У них всё работает как часы, тщательно продумана логистика, чтобы исключить потерю времени.
Теперь у магнитогорского журналиста Елены Старостиной появилась новая мечта – побывать в Донецке – городе миллиона роз – ещё раз, но уже в качестве гостьи. Самое поразительное, что это звание центр ДНР сохранял даже во время военных действий: озеленители продолжали высаживать розы даже в самые опасные периоды, а жители подчёркивали: «Розы цветут, жизнь продолжается».

