В течение пандемийного 2020 года население России экономило почти на всём потреблении, включая еду, пишет «Коммерсантъ». Это подтверждают данные обследования Росстатом расходов домохозяйств, которое дало ответ и на вопрос, куда в первом квартале 2021 года тратилось сэкономленное. Расходы семей на одежду и обувь в начале года выросли в 2,5–3 раза, и дело не в росте цен: вопреки здравому смыслу эпидемия COVID-19, а возможно, не только она, заставила жителей России лучше одеваться.
Практически для каждой доходной группы доля расходов в первом квартале или оставалась той же, как в начале прошлого года, или немного снижалась. Вопреки ожиданиям ипотечный бум привёл к повышенным расходам на мебель и бытовую технику лишь в одной группе – восьмой (расходы на члена семьи в месяц около 32 тысяч рублей, рост с 5,9 до 6,4 процента). У всех остальных групп умеренно выросли расходы на связь и IT: локдауны 2020 года предсказуемо сформировали новые коммуникационные привычки. Единственная статья расходов, отличающая среднероссийский потребительский бюджет начала 2020 и начала 2021 года – это одежда и обувь: если год назад на них тратили 6–7 процентов, то после пандемии – 11–16 процентов.
Дороже всего текстильно-обувная лихорадка обошлась беднейшим слоям населения: у них доля расходов на одежду и обувь выросла с 5,8 до 15,9 процента.
Представители самой богатой группы увеличили свои расходы такого рода с 4,8 до 11,3 процента. Речь идёт именно о росте потребления, а не цен – инфляция в секторе одежды и обуви даже рядом не стояла с этими цифрами. Это, видимо, крупнейшее изменение потребительского поведения за последнее десятилетие, причём необъяснимое: год карантинных ограничений привёл население России к тому, что оно, экономя буквально на всём, от еды до электроэнергии, в начале 2021 года тратило всё сэкономленное на то, чтобы выглядеть лучше. Это разительно отличается от расхожих предположений о том, что карантин воспитывает в людях склонность к выпивке и закуске, равнодушие к одежде и желание обновить интерьер: по крайней мере в первом квартале 2021 года всё выглядело ровно наоборот – исходя из расчётов Росстата, самым главным было то, что на тебе надето.
Нельзя исключать того, что речь идёт о своеобразном эффекте «символического завершения локдауна» в конце 2020 года и реализации отложенного спроса: из карантина надо было в чём-то выходить, ведь в течение года потребление одежды и обуви было, видимо, ниже нормы, а сбережения – выше. По оценке экспертов Высшей школы экономики, высокая норма сбережений – следствие вынужденного ограничения текущего потребления из-за карантинных мер. Её важная особенность – рост объёма наличных денег у населения и снижение роли срочных банковских депозитов. В то же время, как следует из летнего доклада ЦМАКП «Финансовое поведение населения в кризис…» за авторством Олега Солнцева, сейчас россияне демонстрируют более быстрое восстановление уровня потребления после шоков, чем ранее. Это, впрочем, не столько следствие коронавируса, сколько результат изменившегося за последние годы финансового и потребительского самоощущения населения, при котором даже «стабильность материального положения воспринимается как ухудшение», а ожидания становятся все пессимистичнее. Это, по мнению ЦМАКП, в том числе приводит к парадоксальному пессимистическому потребительскому буму, когда потребление растет, а норма сбережения падает.
Интернет-ритейлеры отчасти подтверждают эту идею. По словам гендиректора Baon Ильи Ярошенко, «все мы помним начало прошлого года – в конце марта начался локдаун. Большая часть людей сознательно сократила траты, было непонятно, как ситуация будет развиваться дальше. Кроме этого многие перешли на удалёнку, и необходимость массовых покупок одежды просто отпала. В начале этого года ситуация поменялась, люди немного отошли (от шока – Прим. «ММ»), и продажи одежды увеличились, в том числе и у нас: в первом квартале этого года наши продажи в digital по сравнению с прошлогодними выросли на 20–40 процентов».
Повернуться лицом к магазину одежды для россиян было непросто. Согласно статистике в первом квартале 2021 года доля домохозяйств, считающих, что им трудно осуществлять установленные платежи по ипотеке, выросла к тому же периоду годом ранее на 1,9 п. п. и составила шесть процентов. При этом наибольший процент таких домохозяйств приходится на семьи с тремя и более детьми в возрасте до 16 лет – 12,8 процента (в первом квартале 2020 года – 11,4 процента). Впрочем, ковид тут уже ни при чём. Доля домохозяйств, имеющих трудности с покупкой лекарств, назначенных врачом для неотложного лечения, не изменилась за год. А при оплате услуг ЖКХ, электроэнергии, образования детей и взрослых, а также банковских потребкредитов доля домохозяйств, которым трудно осуществлять такие платежи, даже снижалась. Фактически новые платья и кроссовки в основном были оплачены экономией на продовольствии – как дома, так и в закрытых ресторанах.
Таким образом, вполне возможно, что Россия выйдет из пандемии изрядно постройневшей и приодевшейся.