Пересматривала фотоальбом двадцатилетней давности. Вот мои однокурсники-молодожёны возлагают цветы к памятнику В. Ленину у горного института, вот гости свадьбы в несколько рядов у "Первой палатки"…
Интересно, а современные молодожёны фотографируются на фоне достопримечательностей города? Задавшись этим вопросом, просмотрела несколько свадебных фотосессий своих родственников, друзей и знакомых в социальных сетях. Подсолнухи, сено, огромные плюшевые сердечки, интерьеры ресторанов. А где любимый город, который присутствовал на большинстве свадебных снимков прежних лет? Вот, нашла: сквер на проспекте Металлургов угадывается по элементам ограждений и деталям соседних домов. А ещё - храм на Казачьей переправе.
Может быть, ушла в прошлое традиция, когда после регистрации свадебные кортежи отправлялись в небольшое путешествие по памятным местам, возлагали цветы к городским памятникам и фотографировались? Попробуем разобраться.
С начала 70-х годов двадцатого века в Магнитогорске начинает формироваться традиция объезда памятников в день бракосочетания. Поскольку автомобилей в личном пользовании было мало, то для этого путешествия использовали автомобили предприятий и организаций и даже такси. Автомобиль, в котором передвигались жених и невеста, украшался различными свадебными атрибутами. Наибольшей популярностью пользовалась "Волга", а самой респектабельной, которую позволить себе мог не каждый, считалась чёрная "Волга".
Глядя на свадебные фотографии разных поколений, можно проследить, как менялся ритуал объезда памятников. В 70-80-е годы молодожёны возлагали цветы к "Первой палатке", памятнику Ленину у горного института и к вечному огню у мемориала "Тыл-Фронту". Как правило, свой первый визит молодожёны наносили одной из главных достопримечательностей города, памятнику трудовой славы и жилищу первых строителей города - "Первой палатке". Возлагая цветы, молодые люди отдавали дань родоначальникам города. А ещё "Палатка" привлекала своей красотой, величественностью, а также разнообразием композиций при фотографировании. В краеведческом музее я нашла чёрно-белый снимок, на котором сразу четыре пары молодожёнов ожидают своей очереди в разных точках для съёмки перед "Палаткой". А молодожёны Колмогоровы в 1997 году самостоятельно выбрали место для фото - снялись в "руке с рудой".
Среди "обязательных" ритуалов в день свадьбы было и возложение цветов к памятнику В. Ленину у горного института. При этом сам акт возложения снимать фотографам было "неудобно", а когда современная молодёжь смотрит на эти снимки, то удивляется - зачем фотографировать кусок мраморной трибуны, ведь лиц людей почти не видно.
У монумента "Тыл-Фронту" было два главных места для возложения цветов. Первое - у Вечного огня. Ещё цветы возлагали к правой ноге рабочего. Сам монумент в силу огромных размеров трудно вписывался в кадр, поэтому многие снимки сделаны издалека, лица молодожёнов и гостей едва различимы.
Магнитогорск - один из немногих городов, которых не коснулась "истерия" переименований улиц, проспектов и других мест. Ни один памятник прошлой эпохи не был снесён. Новые памятники и исторические места мирно сосуществуют со старыми. Прощание с советской эпохой не стёрло памятников этого периода со свадебных фотографий, однако прежний идеологический подтекст исчез. К середине 90-х традиция возложения цветов начинает вытесняться простым фотографированием на фоне тех памятников, где фотографировались родители нынешних женихов и невест. Часто на свадебных фотографиях тех лет запечатлены молодожёны, гости, но сам факт возложения цветов уже не попадает в фотообъектив. Всё более популярным становится фотографирование на фоне голубых елей у здания института.
Чуть позже модным местом для свадебных фотосессий становится архитектурный ансамбль у Дворца культуры металлургов имени Серго Орджоникидзе. Фонтаны, ели и "дом с башенкой" - вот типичный набор объектов, попадающих в кадр.
Вплоть до недавнего времени молодые, отдавая дань прошлому, не забывали и тех мест, которые были памятны для них самих. Это учебные заведения, в которых они взрослели и зачастую именно там встречали свою любовь. Среди них, к примеру, педагогический институт, здания строительного и индустриального колледжей с их своеобразной архитектурой.
К одним памятникам продолжали приезжать "по привычке", в "обязательном" порядке, а к другим - нет.
Например, летом молодые стремятся посетить места, отличающиеся особым природным ландшафтом, летние кафе с оригинальным дизайном, да и само празднование свадьбы проходит на свежем воздухе, под открытым небом. Зимой молодые выбирают для фотосессий маленький оазис тепла и солнца - "Лимонарий" в посёлке Наровчатка, а также деревья у ТЭЦ, которые зимой превращаются в настоящую сказку.
Так называемого немецкого квартала на фотографиях 70-80-х нет. Сюда свадебные кортежи начинают приезжать с конца 90-х. Архитектура жилых домов с живописным вкраплением плитняка становится для свадебных фотографий весьма популярным фоном. По мнению невест, именно здесь они смотрятся наиболее выгодно в своих шикарных белоснежных платьях... Однако последние три-пять лет популярность немецкого квартала пошла на спад. Это признают свадебные фотографы. Скажем, Юлия Шамрутова за последние четыре года фотографировала здесь лишь однажды. На вопрос, почему на свадебных фотографиях так мало Магнитогорска, Юля ответила: "Мне кажется, молодые люди хотят уйти от городской суеты. Часто приходится выезжать на природные съёмки в район озер Солёное, Банное, в сторону Аскарова". И в самом городе наиболее популярными долгие годы остаются природные уголки - сквер по проспекту Металлургов и парк профилактория "Южный".
Просмотрев материал более 120 современных магнитогорских фотографов на одном из сайтов в Интернете, я увидела интересную особенность: если на свадебных фото появляются уже "не модные" памятные места, то только потому, что свадьба была тематической. Яркий пример тому - фото Л. Фед, на котором засняты жених и невеста в шлемах из фильма "Звёздные войны" на фоне "Первой палатки", или свадьба стиляг у памятника Ленину.
По мнению фотографов, сегодняшние молодожёны требуют эксклюзива, традиционные памятные места города мало привлекают. Свадебный фотограф Евгения Иванова отмечает, что, например, к "Тыл-Фронту" едут лишь "взрослые" пары. А иногда фотографы "возвращают" свадебные пары к традиционным местам, предлагая им необычные ракурсы. К примеру, на фото М. Авериной 2012 года жених с невестой сняты у подножия монумента, только цветы в этом сюжете уже не предназначены для возложения к памятнику, как когда-то это делали молодожёны прежних поколений.
Благодаря появлению предсвадебной фотосессии под названием love story - история любви, в объективы фотоаппаратов попадают и непривычные для свадебных фотографий объекты. Так, в одном из альбомов у Е. Ивановой будущие молодожёны в военной форме запечатлены на памятнике "Первый паровоз". Именно на фото из серии love story Магнитогорск присутствует часто. Это места, связанные с началом любовных отношений: улицы и набережные города, качели во дворах и скамейки в парках, фонтаны, мосты. И здесь, на мой взгляд, город уже не простой фон для снимков, а важная часть замысла, самостоятельный герой.
Алексей Воронцов, который работает свадебным фотографом с середины 90-х, так описал развитие искусства фотографирования свадеб в Магнитогорске: "Раньше было три главных объекта - "Палатка", "Тыл-Фронту", горный институт. Снимали на плёночный фотоаппарат с 12 кадрами, по четыре кадра на каждый памятник". Как утверждает Алексей, в настоящее время эти символические объекты не исчезли полностью со свадебных фотографий, только их стало заметно меньше. А. Воронцов отмечает: "Сейчас возможностей больше, можно не жалеть плёнки, ловить непосредственные эмоции людей. Сильно изменились требования к фотографам, идёт конкуренция идей для свадебных сюжетов. Кто окажется более креативным в поиске идей, образов для съёмок, тот и будет востребован".
Именно в это время для съёмок активно используют первый дом на правом берегу по улице Уральской, арки и фасады домов по проспекту Металлургов, проспекту Пушкина и улице Маяковского.
Модным становится фотографирование на фоне осыпающихся фасадов, полуразрушенных зданий, развалин. Невеста у накренившейся ограды заброшенного парка. Есть ли какой-то смысл в этом сюжете? По словам А. Воронцова, особого смысла в этих фотосюжетах нет, просто привычный город надоел, нужна была более "древняя" история: арки и фасады жилых домов по проспекту Пушкина, архитектура района "Берёзки", заброшенное здание санатория "Зеленстрой", покосившиеся ограды заросших парков левобережья.
Современные фотохудожники в поисках нетривиальных мест для фото, кроме разнообразных природных фонов и колорита псевдостарины, находят объекты, которые так или иначе представляют город. Вот невеста встречает жениха на Привокзальной площади, вот набережная Урала за Дворцом культуры металлургов, вот молодожёны запечатлены на фоне панорамы города с высотного здания, а вот они прыгают от счастья у колеса обозрения. В объективы фотохудожников стали попадать отремонтированные здания театра оперы и балета, а также бывшего кинотеатра "Комсомолец".
Панорама ММК с горы Магнитной обнаружена мною лишь у одной свадебной пары. Автор этого снимка Евгений Гордеев рассказал, что фотографию на память о Магнитогорске его попросила сделать молодая пара, которая после свадьбы уезжала на ПМЖ в столицу. По мнению Евгения, виды ММК не востребованы у свадебных пар. Возможно, исключение составит лишь редкая стилизованная свадьба в стиле "индастриал".
Приметой последних лет стало если не венчание, то посещение культовых сооружений в день свадьбы. Судя по многочисленным снимкам, наиболее интересным для молодожёнов является кафедральный собор Вознесения Христова, хотя можно найти и свадебные фотографии внутри и снаружи Свято-Никольской церкви.
Маршрут свадебного путешествия по памятным местам города оговаривается заблаговременно. Сегодня это особенно важно из-за пробок на дорогах. И если раньше свадебному кортежу достаточно было следовать за автомобилем жениха и невесты, то сейчас из-за сложной дорожной обстановки участникам поездки приходится заранее планировать маршрут. Если прислушаться к разговору водителей автомобилей перед выездом, можно услышать, как ласково называют магнитогорцы памятные места любимого города. Здесь нет официальных названий типа "мемориальный комплекс трудовой и боевой славы", скажут просто - поедем к "Тыл-Фронту". Немногие молодые люди знают полное название самого молодого собора Магнитки возле Казачьей переправы, поэтому вы услышите лишь короткое "к храму", и все поймут, куда ехать, хотя в городе несколько действующих храмов.
Пройдут года, и в объективы фотоаппаратов попадут новые милые сердцу горожан места, и хочется верить, что традиция сохранится. Останутся ли новые места посещений молодожёнов? Неизвестно. Ясно одно - "знаковые" памятники, которые неразрывно связаны с судьбой города, будут ещё долгие и долгие годы смотреть на нас с альбомов свадебных фотографий.
В публикации использованы фотоархивы семей Колмагоровых, Мухаметзяновых, Шашкиных, а также фото Магнитогорского историко-краеведческого музея.