Признаться, многого от начинания с таким пышным названием автор не ожидал. Мало ли в городе академий – мебели или красоты? Но проверить стоило: обучать семью воспитанию без намека на выгоду до сих пор брались немногие. И вот взялись – управление образования городской администрации, центр детского творчества Орджоникидзевского района, попечительский совет развития образования, Магнитогорская государственная консерватория и депутат городского парламента Андрей Старков.
Начало мало обнадеживало. Площадка – кинозал «Партнера» – полупуста: не более пятидесяти слушателей – родители, педагоги, студенты и старшеклассники. Презентации Орджоникиздевского центра творчества не хватило лаконичности. «Детские» средства – видеоряд мордашек на экране, смена выступлений танцевального коллектива «Калейдоскоп улыбок» и борцов «Школы выживания» – зрители приняли благосклонно. Но едва в дело вступили взрослые, как аудитория заскучала: обстоятельное перечисление достижений центра – такие-то мероприятия, столько-то воспитанников – не оставило в памяти ни цифр, ни заслуг.
Выступление самарского гостя – доктора психологических наук профессора Валерия Миниярова – начиналось как будто в том же эмоциональном формате: педагогическая терминология, общий посыл – государство неправильно тратит деньги, выделяемые для поддержки семей. Разговор с трибуны кружил вокруг профессиональной сферы и на профессиональном языке: роль школы и учреждений дополнительного образования в формировании личности, методы воспитания. Как вдруг пружина начала раскручиваться резко и неожиданно. Что школа воспитывает, то есть преобразует человека, – миф, говорит гость. Ее задача – научить взаимодействовать с людьми. И не детей надо адаптировать к школе, а школа должна адаптироваться к ребенку. Неверно, что воспитание – постоянный процесс, у него есть перерывы. Опасно судить о подростковом периоде полового созревания как о физиологическом и социальном процессе без его духовной составляющей – готовности быть любимым. Неправильно ставить знак равенства между классом и коллективом – оказаться в коллективе везет лишь считанному числу школьников. При неуемной жажде познания две трети старшеклассников не хотят учиться, значит, система образования вытесняет из себя детей. И так далее – настоящая педагогическая ересь. Только без критиканства – с анализом причин, с опорой на знание природы человека, состояния системы образования и способов выхода из всероссийского педагогического кризиса.
Невольно думалось, как встретили бы заезжего еретика в школе. Расколом рутинеров и бунтарей? Отпором в сплоченном строю? Во всяком случае, шапками такого не закидаешь – он с темой знаком не понаслышке, да и заслуг школы не отвергает.
Надо думать, Академия семейного воспитания рассматривает «рядовых» родителей как своих первых союзников. Трудно судить, насколько они готовы прислушаться к теме и ее подаче с обилием терминологии. Во всяком случае, немногочисленные слушатели Валерия Максимовича почуяли в нем профессионального помощника и не упустили возможности проконсультироваться по вполне житейским вопросам.
– Стоит ли менять стиль общения, когда ребенку исполнилось пятнадцать-шестнадцать лет? – переспрашивал он. – Хотите вы того или нет, вам придется это сделать. Стиль воспитания вообще формируют не взрослые, а сам ребенок.
– Отчего все шарахаются от разврата на экранах? – отвечал он уже на другой вопрос. – Отчего никто не видит, что в жизни у подростков другая проблема: они с трудом знакомятся, не умеют общаться. Им не до разврата.
В его педагогическом опыте есть ответы на многие вопросы. И почему не страшно, если ребенок одну за другой меняет секции, и отчего в еврейских семьях талантливые дети, и что хорошего, если воспитанием занимается только один из родителей, и даже – правда ли, что у педагогов самые невоспитанные дети. Но просьбу разрулить конкретную семейную проблему он отверг: на скаку, без анализа отношений между родственниками – невозможно, непрофессионально.
Эта встреча, скорее всего, не последняя: и академия, и гость готовы к дальнейшему сотрудничеству. Налицо серьезные намерения – семейные отношения магнитогорцев того стоят. Значит, можно надеяться на стиль работы, основанный на отказе от стереотипов. В том числе – от ожидания, когда подтянется сам заинтересованный слушатель, от привязки «публичное слово и скука», «педагогика и назидательность». Чутье на содержательного собеседника «академики» уже предъявили. Для убедительной заявки на просветительство осталось всего ничего – овладеть навыками передвижничества. Наивно надеяться, что в век, перенасыщенный информацией и способами коротать время, семья потянется к академическим знаниям. Значит, придется идти в народ. И признаюсь: эта академия – первая в городе, которую я хотела бы воспринимать в полном соответствии со смыслом данного слова.