Уже прошло полгода, как в муниципальном предприятии «Трест «Электротранспорт» поменялось руководство. Новым управляющим трамвайного хозяйства стал Виктор Бородулин, руководивший до этого железнодорожным транспортом метизно-металлургического завода. Виктор Борисович свой трудовой путь начал в 1974 году: не пройдя по конкурсу в институт, пришел в локомотивное депо учеником слесаря электроаппаратного цеха по ремонту подвижного состава. После армии окончил Уральский электромеханический институт железнодорожного транспорта, двадцать лет проработал в системе Министерства путей сообщения. После реорганизации министерства в 98-м был приглашен на МММЗ.
Декабрьское повышение платы за проезд и отмена студенческих проездных, состояние трамвайных вагонов и финансирование городского общественного транспорта – об этом беседа с Виктором Борисовичем.
– С какими трудностями вы столкнулись в должности управляющего трестом?
– Первое – отсутствие системы в работе коллектива, взаимодействия между структурными подразделениями. В общем – отсутствие команды. Подразделения – это три депо, вагоноремонтный завод и электроремонтный цех, которые и осуществляют перевозку пассажиров. Основа системы – понимание и порядок между подразделениями. Каждый мой день расписан, то же самое теперь у подчиненных. Создана система проведения совещаний, на которых специалисты разбирают жалобы, вопросы экономики и финансов. Все должно выполняться неукоснительно и в срок. Такая система до моего прихода отсутствовала. Теперь же все в депо сообща решают вопросы, а я вижу результат их работы. Каждую среду на рапорте с руководителями подразделений анализируем итоги недели и на основе анализа решаем текущие вопросы.
– Насколько урезали финансирование предприятия в этом году?
– В 2006 году бюджет составил 83,1 миллиона рублей – на 26 миллионов меньше, чем в прошлом. Это объясняется тем, что не были профинансированы капитальные вложения, так как они не были запланированы. Но само финансирование на текущие дела осуществлено на сто процентов. Что касается будущего года, то бюджет треста составит 113 млн. рублей, из них 26 млн. – целевое финансирование на капитальные вложения. То есть мы будем полностью обновлять вагоны – менять внешнюю и внутреннюю обшивку, сиденья, полы. К примеру, пластиковые сиденья, мягко скажем, некомфортабельны, особенно зимой, когда невозможно на них сидеть из-за того, что они нагреваются. Задачу решаем – пассажиры будут сидеть на мягких сиденьях. С июня по декабрь мы должны ввести в эксплуатацию шесть таких вагонов. Вагон после нашего ремонта прослужит еще 7–8 лет.
Что касается приобретения новых… Поддержка города есть, но покупать их пока преждевременно. И вот почему: сегодня мы делаем ставку на эстетический и технический уровень подвижного состава. Например, не делаем покраску на старый слой, как раньше: трамваи выглядят неряшливо после того, как краска отлетит при вибрации. Сегодня мы проводим внешнюю покраску по полной технологии: очищаем поверхности до металла, производим грунтовку, шпатлевку. Косметический ремонт обходится в 18 тысяч рублей, капитальный – в 618 тысяч, а стоимость нового вагона – более 7 миллионов.
– А доходы от рекламы?
– Отказались. Напомню: затраты на покраску – восемнадцать тысяч, а рекламодатели за вагон платят лишь 500 рублей, больше, считают, дорого. К тому же, головная боль из-за некачественных красителей: снова приходится делать косметический ремонт. А зачем нам убытки из-за этого?
– Как много подделок проездных документов?
– Ежемесячно кондукторы и контролеры изымают по 45–50 штук. Проездной конфискуем, пассажира высаживаем. Больше ничего, к сожалению, по закону сделать не можем, даже оштрафовать. Что касается качества подделок, то уровень нынешней техники таков, что часто подделку трудно распознать. Но нашим специалистам это удается.
– Много получили убытков «в наследство»?
– В пределах 12 миллионов рублей. Сегодня сократили их до 2,8 миллиона. На конец года планируем сработать «в ноль»: предусмотрели меры по уменьшению затрат. Сократили количество вагонов – не от хорошей жизни, но, наверное, правильно сделали: вагоны ходят полупустые, так зачем возить воздух… Мы постоянно ведем подсчет пассажиров: еще в апреле выяснили, что их число сократилось, поэтому пришлось сначала отказаться от «тройников», потом от «спарок». Сегодня по городу разъезжают «одиночки», зато у нас существенно снизились затраты на электроэнергию – около пятисот тысяч рублей в месяц.
– Создается впечатление, что, помогая своим, вы обираете других. Имею в виду повышение платы за проезд с 1 декабря. Студенческие проездные отменили. Может, скоро и школьников льгот лишите?
– Что касается повышения платы за проезд – это не прихоть предприятия с целью увеличения прибыли, а объективная необходимость, подчиненная экономическим закономерностям: инфляция, рост цен на энергоносители, на горюче-смазочные материалы. Специфика деятельности треста такова, что, независимо от выручки, на маршрутах мы обязаны переместить пассажиров «из пункта А в пункт Б», будь это один человек или сто. А пассажир сегодня выбирает не трамвай, а другие виды транспорта: личный автомобиль, такси, маршрутку. Платит не за личную безопасность, а за время в пути. В этом отношении мы маршруткам проигрываем: средняя скорость трамвая 16 километров в час. Но вагоны нужно ремонтировать и обслуживать, чтобы пассажиру было комфортно в поездке, себестоимость которой, кстати, 12 рублей, а тариф – семь. Во многих городах закрывают трамвайные депо. Но мы считаем, учитывая ежегодный рост транспорта и наличие пробок, что в Магнитогорске у трамвая есть перспективы. В день мы перевозим до пятисот тысяч пассажиров, сто тысяч – такси, маршрутки и автобусы.
О студентах. Поскольку льгота для них не была установлена нормативно-правовыми актами и разница в стоимости студенческого и гражданского проездного не подлежала компенсации, это приводило к убыткам – за десять месяцев они составили 7,6 млн. рублей. Со школьниками и пенсионерами вопрос решен: их финансирует администрация.
– Как работаете с кондукторами? Часто некоторые из них ссылаются на то, что целый день на ногах, устают, из-за этого срываются. В ответ раздражаются «клиенты»…
– Выявление нарушений ведем систематически, принят график проверок. Жалобы пассажиров сократились до двух-трех в неделю, а когда я только возглавил трест, доходило и до тридцати случаев. С виновниками проводим собеседования, воспитываем, наказываем. Сначала предупреждаем – каждый может ошибиться, если не помогает – наказываем рублем. В следующем году собираемся закрепить кондуктора и водителя в одной бригаде, чтобы кондукторы не «скакали» с маршрута на маршрут.
– Как с заработной платой?
– Средняя зарплата на предприятии составляет 8736 рублей: 7649 – у рабочих, 5972 – у служащих, 10000 – у специалистов, 9070 – у водителей трамваев, у кондукторов – 7000. В данный момент проводим тарификацию, и с 1 января зарплата увеличится на 10–15 процентов. Решаем вопросы по спецодежде: закупаем бурки вместо валенок, куртки на синтепоне – вместо фуфаек, чтобы всем работалось комфортнее. Испытываем недостаток в кондукторах – не хватает 50 человек, но, надеюсь, скоро сократим этот разрыв.
– «Вписались» в трест?
– На метизном моя работа была связана с перевозкой грузов. В свое время перевозил пассажиров на электропоездах. Сегодня моя работа – аналог той, которой я отдал всю жизнь. Думаю, «вписался».