Окончание сроков «приемки» не избавляет школы от неспокойных хлопот: чтобы заранее выполнить предписания надзорных органов, не хватает то времени, то денег. Но 86 процентов замечаний ликвидированы. В этом году, как никогда, проверкой учреждений довольны органы потребнадзора: многие школы получили новое оборудование для пищеблоков, мебель, открылась долгожданная столовая в лицее № 1. С прошлого года отдельные категории учеников – всего их было тринадцать тысяч – в школьных столовых кормят «льготными» обедами. Правда, меню «банкета» нужно уложить в семь рублей – по три с половиной рублика поровну из муниципального и областного «карманов». Вполне, кстати, выполнимая для умельцев-поваров задача: на эти деньги можно, например, подать омлет с кусочком хлеба и горячий чай или молочную кашу с какао. Начальник управления образования Лариса Тихомирова все-таки надеется, что в нынешнем году скудное меню для «льготников» станет богаче и полноценней: ведь можно предложить родителям добавлять к казенным рублям еще какую-то сумму.
Все запланированные косметические ремонты завершены в срок. Капитальных же преобразований – когда здание «перетряхивают» вдоль и поперек, меняя все коммуникации, – магнитогорские школы не видели уже лет двадцать. «Оно, конечно, хочется, – кивает головой Лариса Геннадьевна. – Иногда даже очень сильно: возраст многих зданий достигает 40–50 лет – а свой «срок годности» имеет все на свете. Покуда до римских технологий нам далеко, признаки физической старости школьных помещений возникают, как нарыв, – то тут, то там. Например, при замене труб канализации в школе № 1 обнаружили 10 граммов ртути – здесь технические обстоятельства. А в 14-ой бьются над тем, как аккуратно переместить с «неправильного места» огромную древнюю холодильную камеру – да так, чтобы она не рассыпалась при «переезде» в прах».
По словам Ларисы Тихомировой, в прошлом году на строительные работы в школах затрачено порядка 34 миллионов. При распределении бюджетных средств в управлении образования вынуждены следовать приоритетам: если направить все деньги на капремонт, то как решать текущие проблемы? А нужно еще приводить в порядок пустующие здания детских садов, строить новые…
Благополучную картину «приемки» этим летом неожиданно смазал пожарный надзор. К началу учебного года его органы без замечаний приняли лишь три школы. Руководителям девятнадцати учреждений выписан штраф за нарушение правил пожарной безопасности, на приостановку деятельности одной школы материалы переданы в прокуратуру. Требований у пожарных много. Одно из основных – установка систем оповещения и специальной сигнализации. Системы, к слову, достаточно дорогие. Но этот норматив выполнило почти 80 процентов городских школ.
В городском отделе пожарного надзора говорят, что школы не принимают вовсе не из-за отсутствия сигнализации. Начальник отдела Сергей Инчин показывает цветные фотоснимки, сделанные на местах: вот красивый, отделанный дорогущим, но легко возгорающимся материалом школьный коридор, вот на путях эвакуации стоит железный ящик непонятного происхождения, вот старый тепловой датчик на потолке, а нужен – дымовой, вот лыжная база в подвальном помещении – непорядок. Как обычно в школах? Путь эвакуации, как правило, коридор, на полу настелен паркет. А это запрещено. В случае пожара все это – горючие материалы, которые выделяют токсичные продукты. Не секрет, что во многих школах эвакуационные выходы используются вместо кладовок: там наставлены коробки, а выходы должны быть свободными и легко открываемыми.
– Сегодня действуют правила пожарной безопасности, принятые еще в 1989 году. Они не тайна за семью печатями. Последняя редакция правил вышла в 2003 году, времени для ознакомления у директоров было предостаточно. Просто в этом году мы начали требовать от школ то, что действительно положено по нормам, – говорит Сергей Николаевич.
В школе № 16 – последние приготовления к 1 сентября: классы уже украшены, столовая оборудована, осталось лишь полы помыть и выполнить требования пожарных. Для этого из красивой коридорной арки снова делают дверь – для дыморазделения. А 56-я в это время срочно убирает подвесные потолки – во время «приемки» неожиданно обнаружилась их повышенная сгораемость. Решетки на окнах? Раньше их ставили глухими, а теперь необходимо заменить на распашные. Получается, деньги, вложенные в ремонт школ в былые годы, теперь нужно срочно «извлекать» обратно. Хочется спросить – знать бы у кого! – долго все надзорные, безнадзорные и всякие другие «органы» будут тянуть одеяло в разные стороны? Когда их действия станут согласованными – или у города много лишних средств и времени?..
Среди директоров бытует мнение, что выполнить все пункты инструкций не в состоянии ни одна школа, будь у нее даже неограниченный кредит в банке и взвод завхозов. Сколько можно на обветшалое здание навешать суперсовременных датчиков? Оно все равно рухнет прежде. Многие озвученные нормы и правила пожарной безопасности требуют фактически перепланировки помещений. К ним, например, относятся предписания пожарных «поднять радиаторы на уровень 2–2,5 метра от пола» или «установить в закрытых залах дополнительные дверные проемы». Это требует капитальных вложений, а порой и вовсе невыполнимо в зданиях с 50-летней историей. И в нынешнюю «приемку» старшее поколение городских школ вдруг обнаружило, что требования к ширине лестничных маршей давно уже не те…
– В прошлые годы подобных требований нам не выдвигали, поэтому многое сейчас приходится делать «с колес», – говорит Лариса Тихомирова. – Мы постараемся максимально обеспечить безопасность детей. Надеемся, органы пожнадзора установят для этого реальный срок.
В детских садах и школах, относящихся к старым типовым проектам, в спортивных залах сейчас ломают стены для создания второго эвакуационного выхода. С поднятием под потолок радиаторов сложнее – есть риск нарушить всю систему отопления, которая, опять в силу своего возраста, вряд ли способна выдержать эти августовские потрясения. Тем не менее, 1 сентября все магнитогорские школы откроют двери. По словам Ларисы Тихомировой, пожнадзор не выдал ни одного письменного уведомления о приостановке деятельности учреждений образования.