О ТОМ, ЧТО МАГНИТКА может остаться без собственной метеорологической службы, слышал, наверное, каждый. Время от времени в последние десять лет синоптики начинают бить тревогу в городских СМИ и обивать пороги различных инстанций в надежде на помощь и поддержку. Несколько лет назад ситуация было благополучно разрешилась, но, как оказалось, только на время. Вопрос о возможном закрытии прогностической группы филиала Челябинского гидрометцентра, или бюро погоды, вновь на повестке. Звучат предостережения, что вследствие этого официальных прогнозов погоды по городу Магнитогорску в дальнейшем не будет и придется довольствоваться не всегда точными прогнозами с интернет-сайтов. Население как-нибудь обойдется – взять зонт, выходя из дома, нетрудно, а вот для транспортников, энергетиков, строителей точная информация о погоде крайне важна.
Так что же нас всех ожидает в случае развития событий по наименее благоприятному сценарию? Ничего непоправимого, оказывается, не произойдет. Потому что в нашем городе круглосуточно несет вахту второе прогностическое подразделение Росгидромета – Магнитогорский филиал АНО «Уральское метео-агентство». О его существовании многие горожане, возможно, и не подозревают, поскольку в СМИ оно не «светится». Его основная функция – метеорологическое обслуживание авиаперевозок. В числе потребителей метеоинформации – около десятка авиакомпаний, осуществляющих полеты в нашем регионе, авиапредприятие и Госкорпорация по управлению воздушным движением.
В последнее время появился еще один крупный заказчик совсем из другой отрасли – ОАО «ММК». Надлежащее состояние метеообеспечения рассматривается как одно из обязательных условий при сертификации аэропорта, причем требования гражданской авиации к качеству предоставляемой информации постоянно возрастают. Поэтому, как бы ни лихорадило Росгидромет, метеообеспечение в структуре авиапредприятия всегда было, есть и будет. Потому что без него не будет и самого авиапредприятия.
Конечно, и этой службы в последние годы тоже коснулись ветры перемен: сократились до минимума, а потом и полностью прекратились дотации из госбюджета. Однако, будучи фактически коммерческим предприятием, метеоагентство исполняет функции государственного предприятия, работая на госзаказ. Кроме того, Росгидромет претерпевал одну реорганизацию за другой. Для непосвященных схема и принципы взаимодействия внутри системы гидрометеообеспечения в нашей стране – все равно что тарабарская грамота. Одни структуры создавались, другие закрывались. А если лес рубят, то летят щепки. В общем, под «раздачу» попало и магнитогорское бюро погоды. Насколько это оправданно – вопрос пока остается открытым. Однако сколь бы прискорбным ни был сей факт, объективности ради следует сказать, что без метеоинформации городские предприятия и учреждения не останутся.
Следует принять во внимание и то обстоятельство, что сегодня обе организации испытывают острую нехватку денежных средств. Зарабатывать на предоставлении метеоуслуг в нашем городе весьма проблематично, поскольку предложение значительно превышает спрос. Потребительский рынок в этой сфере ограничен, и, как его ни дели, на всех не хватит. Метеорология – не та область, где конкуренция могла бы стать движущим механизмом развития. Какая уж тут конкуренция, если крупных потребителей метеоинформации всего два – администрация города и металлургический комбинат? Не так давно вопрос рассматривали в мэрии: там, где не сработали рыночные механизмы, власти подключили административный ресурс. На сегодня ситуация более или менее разрешилась, но день завтрашний метеорологов очень тревожит.
У метеоагентства положение, на первый взгляд, более стабильное. Оно имеет все необходимые лицензии, штат специалистов и мощную производственную базу, оснащенную на современном уровне, – метеооборудование было смонтировано несколько лет назад при реконструкции взлетно-посадочной полосы. Кроме того, Уральское метеоагентство работает в тесном контакте с другими организациями Росгидромета и может предоставлять не только собственную фактическую и прогностическую информацию, но и любую информацию из метеобанков на основе современных интернет-технологий. С переходом на спутниковый канал – сейчас как раз закупают оборудование при поддержке центрального метеоагентства Росгидромета – эта информация станет еще более точной и оперативной. Но вот парадокс: значительная ее часть остается невостребованной, а метеоагентство испытывает серьезные финансовые затруднения. Причем ситуация складывается критическая: ресурс оборудования исчерпан, срок его эксплуатации истекает в сентябре. Техническое переоснащение выливается в семь миллионов рублей – для магнитогорского филиала, который зарабатывает ровно столько средств, чтобы лишь выжить, сумма неподъемная. При заключении договоров с поставщиками оборудования частично выручили различные кредитные схемы и лизинг. Пока «закрыли» 4,5 миллиона рублей, до конца года необходимо изыскать где-то еще 2,5 миллиона. Без поддержки инвесторов не обойтись. Речь не о помощи – о возможности зарабатывать средства самостоятельно, ведь кредиты надо будет возвращать. Метеообеспечение авиаперевозок – сфера очень затратная. И альтернатива имеется только одна – закрытие взлетно-посадочной полосы... Так что это далеко не внутренние проблемы самих метеорологов, и в новых экономических условиях нужны новые подходы к решению проблем гидрометеообеспечения города. Провозглашенный Росгидрометом курс на консолидацию усилий всех его организаций для выработки корпоративного подхода к работе с потребителями метеоинформации пока, к сожалению, не срабатывает.