Еще лет 25 назад практически все личные автомобили в Магнитогорске имели персональные "стойла".
Машин было относительно немного, и городские власти находили место для строительства гаражей. И был довольно строгий контроль за их распределением со стороны исполнительной власти, самих ГСК, городского общества автолюбителей - гараж или место под него мог получить только владелец автомобиля или тот, у кого "подошла очередь". И только одно "машино-место". Достаточно вспомнить то ли кинодраму, то ли кинокомедию "Гараж".
Не всем гаражно-строительным кооперативам, организованным, как правило, при предприятиях и организациях, доставались городские площади, приближенные к жилым массивам, и гаражами застраивали городские окраины, удаленные даже от общественного транспорта, неудобья вроде заболоченного лога между нынешними улицами Советской Армии и Сталеваров. Но даже гаражные участки, до которых от дома приходилось добираться через весь город, были нарасхват. Особенно среди тех автолюбителей, которые на зиму ставили машины на прикол. К тому же большинство гаражей оборудовали погребами для хранения запасов картофеля, овощей, солений-варений, что десятилетиями было серьезным подспорьем для большинства семей. Гаражи и места для них относились к пресловутому "дефициту". Но что-то не помнится, чтобы личные авто стояли во дворах, а организованные платные стоянки появились гораздо позже, с началом "автобума".
Одновременно со стремительным ростом городского автопарка машины заполонили дворы. Владельцы авто, плюнув на сохранность своих "коней", стали оставлять их на ночь под своими и чужими окнами. Уже много лет идет затяжная борьба "безлошадных" с автовладельцами. На стороне жителей вроде бы стали выступать городские власти, подключив к ней коммунальщиков, милицию, ТОСы. Одно время даже существовала комиссия, регулярно совершавшая рейды по разгону незаконных парковок. Но все усилия были тщетны. За исключением, правда, редких примеров, где были использованы "инженерные препятствия" для въезда на газоны вроде громадных природных камней, фундаментных блоков, каменных заборов, мощных металлических частоколов. При этом все прекрасно понимали, что подобные меры - не выход из положения, проблему автопарковок нужно решать кардинально. В том числе и в условиях дефицита городских площадей строительством подземных гаражей.
Однако дело это оказалось очень затратным. Но, несмотря на довольно высокую стоимость "машино-места", желающих войти в дольщики строительства таких гаражей или приобрести уже готовый оказалось немало. А тут возникла еще одна проблема - очередная "фобия", замешенная на экологическом жупеле: дескать, скопление в одном месте сотен машин вблизи жилых домов, школ, детсадов, это мощный и постоянный источник канцерогенов, содержащихся в выхлопных газах, обострение аварийной ситуации на ближайших внутриквартальных проездах, пожароопасной ситуации и даже... террористической опасности. В основном эти аргументы привела в своем письме в редакцию Анна Рожкова, человек, по всему видно, активный, неравнодушный и непримиримый в вопросах экологической безопасности горожан. Когда ей стало известно о проекте строительства подземного гаража на две сотни машин под футбольным полем школы № 12, она стала собирать связанные с проектом сведения, стучаться в кабинеты городских чиновников, обращаться к депутатам. По ее мнению, в этом вопросе чиновничий произвол перекликается с депутатским "в угоду оголтелому бизнесу".
Не нужно быть провидцем, чтобы понимать: за гаражными подземными сооружениями пусть отдаленное, но большое будущее. К сожалению, мы здесь, похоже, "позади планеты всей". Высокая стоимость проектов, естественно, не вызывает ажиотажа инвесторов. И если такие обнаруживаются, то это не есть плохо. Сегодня это люди, идущие, фигурально выражаясь, на амбразуру. И не только чиновничью, не только связанную с немалым коммерческим риском, но и риском неприятия новшества населением, общественностью, с которой по законодательству проекты необходимо согласовывать, что зачастую оборачивается не аргументами полезности и безопасности проекта, а бесконечными и пустопорожними доказательствами, что заказчик, инвестор, исполнитель не принадлежат к представителям двугорбого племени "кораблей пустыни".
Будем, наконец, реалистами. Доводилось видеть довольно привлекательные проекты, в том числе и подземных автостоянок, в цветном трехмерном компьютерном изображении, которые комментировали заученными текстами специалисты по связям с общественностью. У присутствовавшей "общественности" разве что слезы умиления не текли: под вытоптанным, в распутицу и после обильных дождей превращающимся в болото школьным "стадионом", на котором чаще увидишь владельцев собак со своими питомцами, нежели занимающихся физкультурой школьников, предлагается разместить подземную автопарковку с системой очистных сооружений и последующей рекультивацией "стадиона", включающей в одном проекте - искусственный газон, в другом - настоящее травяное покрытие с дренажной системой. Но скептики не без оснований показывают инвесторам свой "общественный кукиш": мол, это вы на картинках красиво показываете, а только пусти козла в огород…
И получается: стройка полезная, привлекательная, нужная. С другой - серьезные опасения, содержащиеся в "общественной формуле" о потворстве властных структур "оголтелому бизнесу".
Вот как прокомментировал ситуацию с проектом строительства подземных гаражей на территории школы № 12 начальник управления охраны окружающей среды и экологического контроля администрации города Александр Пирожков:
- Данный проект на согласование к нам не поступал. Для подобных наземных и подземных сооружений существует санитарно-защитная зона - 50 и более метров до жилых домов, школ, детских садов, в зависимости от количества автомашин, величины вредных выбросов. Например, завершается строительство подобных гаражей под спортивной площадкой школы № 53. И в зимний период, когда идет прогрев двигателей, а следовательно - наибольшие выбросы, мы обязательно будем производить фактические замеры: соответствуют ли они экологическим нормам. И если будет определено превышение, будем требовать доработки проекта.
Вроде бы, как утверждает Александр Пирожков, "все под контролем". Но не могут не настораживать "нюансы", "фигуры умолчания". В частности, соблюдения санитарных зон, согласования проектов "с условиями", то есть, когда объект будет построен, введен в эксплуатацию, тогда и будут определять "фактические уровни загрязнения". Будет, пожалуй, уже поздно требовать какие-то "доработки". Например, строительства высоченной трубы для рассеивания выбросов. Или дорогостоящих фильтров. И наивно надеяться, что "вредный" объект, построенный без соблюдения неких "условий", будет снесен.
И еще. Кто знает об объявленном общественном обсуждении проекта строительства подземных гаражей под стадионом школы № 12? А оно уже состоялось - согласно короткой публикации мельчайшим шрифтом в официальном "рупоре" администрации города. И трудно не согласиться с мнением Анны Рожковой, что время для "общественного обсуждения" было умышленно назначено в разгар лета, исключая участие в нем потенциальных "оппонентов" - учителей, многих работников детских садов, находящихся в отпусках, и самой активной части населения - пенсионеров, большинство которых заняты садово-огородными заботами.