С чужим горем встречаться тоже больно. Вхожу в квартиру Славгородских с содроганием. Потому что это уже не жилье - пепелище.
Все случилось накануне. Вечером ушли с детьми к бабуле на соседнюю улицу пить чай, и тут же позвонили соседи: "Ваша квартира горит". Отчего случился пожар - от неисправной электропроводки или еще какая причина, теперь скажут эксперты. Но для семьи погорельцев это не так уж и важно - страшно, что за сорок минут они потеряли все имущество. Сгорели даже деньги - восемь тысяч "детских", полученных накануне сразу за несколько месяцев. В их скромной "двушке" на Галиуллина, 27 уцелела от пожара только одна, дальняя комната - детская, но и в ней закопчена мебель и предметы домашнего обихода. Вторая комната, а вместе с ней прихожая, кухня, ванна - это месиво из лоскутов обугленной одежды и обшивки мебели, остатков стройматериалов, треснувших стекол. Местами разлита вода, оставшаяся от тушения.
Наблюдаю, как женщины - хозяйка, старшие дочери, бабушка, крестная бродят среди остатков вещей, поднимают, откладывают, что еще возможно спасти - отстирать, залатать. "О, брючки целые", - есть шанс сохранить что-то из детского. "Фотогра-а-а-фии!" - тоже маленькая радость. На большее рассчитывать не приходится. Вместе с мебелью и домашней техникой погибла вся одежда, игрушки, цветы, посуда - мало ли в любом доме вещей и вещиц.
Мама Екатерина Славгородская рассказывает, что при пожаре погибла их кошка.
- Все, все, все. Этого уже не изменишь, - останавливает ее подруга и крестная всех четверых детей Славгородских Юлия Кожевникова, а у самой тоже слезы на глазах.
- Все, все, - обещает подруга.
У семьи много поводов для отчаяния. Но в воспоминаниях об этих днях всегда будет эпизод, который теперь можно только домыслить: как в отсутствие хозяев беспомощная беременная кошка металась по горящей квартире, как от стресса у нее начались роды, даже успел родиться один котенок, прежде чем и он, и мать задохнулись в дыму…
Но живы дети, не пострадал никто из домочадцев - а с остальным семья справится. За это можно поручиться по тому немногому, что мы знаем о Славгородских: вижу, что у каждого из четверых детей своя кровать, в детской оснащен спортивный уголок, для старших - удобная рабочая зона с компьютером. Квартиру в девяносто третьем купили самостоятельно, давно выплатили кредиты, понемногу осовременили интерьер: вижу остатки подвесных потолков, пластиковые окна. Теперь - все заново.
Папа сегодня на работе - могу представить, с какими тяжкими мыслями трудится. Он работник восьмого "листопроката", учится: получает второе высшее. Второе - конечно, за плату. Не спрашиваю Катю о перспективах этой учебы, но понимаю, что после вчерашнего пожара и это под угрозой: денег на восстановление имущества понадобится немало.
Возвращаемся в редакцию вместе с коллегами - телевизионщиками из ТВ-ИНа. В машине пахнет гарью - наша одежда за недолгое время пребывания в сгоревшей квартире пропиталась едким запахом. Поначалу перекидываемся несколькими фразами по поводу случившегося, потом молчим до самой редакции. Что говорить? Каждый примеряет ситуацию на себя - свой дом, свою семью.
Редакция обращается к горожанам с просьбой помочь семье Славгородских: им нужны деньги и стройматериалы, помощь строительной бригады, одежда для детей и взрослых, игрушки. Чтобы сориентироваться: старшей Оле скоро восемнадцать, Ане - пятнадцать, Ульяне - пять лет, а Леве - одиннадцать месяцев. Хочется быть правильно понятой и не обижать сострадательных людей, готовых предложить помощь: семья вполне самостоятельная и за помощью обращаться вынуждена - так предложите им то, от чего в таких обстоятельствах не отказались бы сами, чтобы поддержка была не унизительной, а действенной. И пусть добро вернется к тому, кто участвует в этом добром деле.
Телефон Екатерины Станиславовны Славгородской: 8-904-811-00-59, ее лицевой счет в КУБе 42301810202674444701.