В этом году магнитогорский этап курировали центр цифрового образования детей «IT-куб» и технопарк «Кванториум». Участвовали 60 детей и подростков 5–18 лет из нашего города и близких районов. Победители выступят на региональном уровне и, если проявят себя, будут представлять Южный Урал уже на уровне федеральном. Но, кроме славы, есть и более долгосрочный профит, причём для всех конкурсантов.
Соревнования «Инженерные кадры России», или «ИКаР», позиционируют профориентационными. Выбирая тему проектов и создавая, школьники знакомятся с производством. Главная задача – представить в работах видения модернизации и автоматизации производственных участков. Причём дети прописывают детали проектов в инженерных книгах.
– Этот конкурс, а он проводится одиннадцатый год, направлен на повышение интереса к инженерным специальностям и вовлечённости в промышленность регионов – у каждого своя, – рассказала руководитель центра «IT-куб» Анастасия Щукина. – У нас на этапе представлены три категории. Это «ИКаРёнок» – малыши от пяти до семи лет, «ИКаР-Старт» для детей от восьми до десяти, и «ИКаР-Техно-Код» – от одиннадцати до 18 лет.
С магнитогорскими ребятами соревновались гости из Брединского, Карталинского, Агаповского, Верхнеуральского, Кизильского, Варненского, Нагайбакского и Чесменского районов.
Кроме конкурсных площадок, работали ознакомительные: робот «Пчёлка» от «IT-куб», три активности от местного отделения «Движения первых», игровая зона от профкома МГТУ имени Г. И. Носова, а также симулятор пилотирования дронов. Кстати, в прошлом году представители «IT-куб» в категории по беспилотным авиационным системам заняли в абсолютном зачёте третье место на Всероссийском этапе.
У магнитогорцев и теперь были не менее интересные работы. Например, в старшей возрастной группе ученик школы № 10 имени В. П. Поляничко Денис Стрелков создал проект очистки поверхности воды от нефтепродуктов. Потому что, как рассказал Денис судьям, проблема актуальна: ежегодно в Мировой океан попадают около десяти миллионов тонн нефти и наносят огромный вред окружающей среде. По задумке юноши, нефть собирает специальная автономная плавающая платформа и доставляет на сушу в стационарную очистительную установку.
Критерием успешного выступления члены жюри назвали возможность внедрения проекта в реальный производственный процесс и сразу вспомнили об экологической катастрофе, случившейся несколько дней назад в Краснодарском крае, где потерпели крушение танкеры, перевозившие мазут. Последствия ликвидируют вручную, привлекли даже казаков и волонтёров.
В средней группе обращал на себя внимание проект «Комсомолка» по созданию модели автоматизированного участка разлива чугуна. Знакомьтесь с авторами – второклассниками многопрофильного лицея № 1: инженер-наладчик Агата Ломацкая, инженер-программист Артём Блохин, инженер-конструктор Ольга Пожидаева. Они не только придумали, как заставить роботов заниматься разливкой, но и познакомили судей с историей доменной печи № 2 Магнитогорского металлургического комбината. А ещё провели ликбез: слово «чугун» пришло в русский язык из китайского, зато у слова «домна» – старославянские корни.
Наконец, самые младшие участники представили проекты, демонстрирующие первое знакомство с основами инженерии, робототехники и программирования. У них задания легче: не надо ломать голову над разработкой инновационных решений по улучшению производств, а просто сделать что-нибудь – но такое, что развивало бы собственные изобретательность, воображение, конструктивные навыки, внимание, память. Естественно, «прокачаться» должны и логическое мышление, умение работать в команде.
По итогам конкурса среди младших не стали выделять лауреатов, а поощрили за старания всех участников. В средней группе первое место заняла команда ROBOSTAR от школы № 4 Магнитогорска, второе и третье места достались кизильским командам «Робо agua» и «Винтики». А старшие лауреаты – все магнитогорцы. Это «IT-КубикиКОД» и «Превысокомноготехнологические заклёпки», взявшие золото и серебро соревнований и обе выставленные центром «IT-куб». Бронзовый призёр – «Горячая десятка» от школы № 10 имени В. П. Поляничко.
Ребята из начальной и средней школ получили первые представления об инженерных специальностях или же начали формировать осознанное решение, кем стать, когда вырастут. У старших участников ещё более весомая отдача: в России достаточно вузов, которые начисляют победителям и призёрам «ИКаР» дополнительные баллы при поступлении.