К нашему эксперту – со всей страны
38 территориальных управлений Роспотребнадзора по всей стране проверяли качество вин и водки в торговле. Оказалось, более 13 процентов проб не соответствует нормативным документам. 13 процентов? Ну, так это мелочи по сравнению с результатами проверок в Магнитогорске. У нас на каждые 100 проверок в 80–86 случаях специалисты обнаруживают факты нарушений.
По алкогольной и безалкогольной продукции в нашем городе специалист один: Тамара СЕДЫХ – эксперт ООО инженерно-технического центра «Сертификация». Ее авторитет и профессиональный уровень настолько высок, что на Ворошилова, 39 едут за советом и экспертной оценкой со всей страны.
– Геннадий Онищенко, руководитель федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей, распорядился изъять из продажи грузинские и молдавские вина. Как вы относитесь к этому?
– Мне кажется, что постановления господина Онищенко – нечестная политика. Прежде чем рассказывать в каждой передаче об опасных грузинских и молдавских винах, ему, как специалисту, надо было разъяснить, что эти вина делятся на две группы. Первая – вина, разлитые в Молдове и Грузии, вторая – вина, которые разлиты на предприятиях вторичного виноделия в Российской Федерации, где использовали виноматериалы, произведенные в этих странах. В продукции какой группы обнаружены отклонения от нормы – не объясняется.
С одной стороны, руководитель федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей постоянно говорит о забраковке по показателям безопасности – то есть, вина, произведенные в этих странах, опасны для жизни и здоровья населения. С другой стороны, Геннадий Григорьевич постоянно приводит цифры забраковок вина по органолептическим и физико-химическим показателям. Это явная непоследовательность в его обвинениях производителя.
– Значит ли это, что результаты органолептических и физико-химических испытаний могут подтвердить, представляет ли продукция опасность для здоровья человека?
– Однозначно – нет! Органолептика – это внешний вид продукта, цвет, вкусо-ароматические компоненты. Физико-химические показатели – это совокупность содержания определенных веществ: сахара, спирта, кислоты, железа… Если в вине больше сахара или меньше спирта, то опасности для здоровья это не представляет. А показатели безопасности – это содержание таких веществ в продукте, которые приносят вред здоровью человека.
– Тогда, на ваш взгляд, что не устраивает господина Онищенко?
– Трудно сказать. Все показатели безопасности прописаны в нормативном документе «Санитарные правила и нормы продовольственного сырья и пищевых продуктов» (СанПиН). Здесь изложены все требования безопасности к пищевым продуктам, которые есть на потребительском рынке страны. Этот нормативный документ для вин показателем безопасности определяет токсичные элементы: тяжелые металлы, содержание мышьяка, свинца, кадмия, ртути и радионуклиды. Там ни слова про пестициды! Неужели господин Онищенко не знает СанПиНа? А раз такой показатель не прописан, то его никто не проверял и не проверяет.
– В вине вообще не может быть пестицидов?
– Может, ведь вино – это продукт переработки сельскохозяйственной продукции, продуктов растениеводства. Но, опять вопрос: если пестициды опасны для здоровья и жизни человека, почему этот показатель не прописан в СанПиНе? Онищенко пишет, что, начиная с 2004 года, в Россию стали поступать вина с пестицидами из Молдовы и Грузии. Если об этом было известно так давно, то почему Роспотребнадзор не применял меры? И еще один вопрос: как Геннадий Григорьевич узнал, что в винах есть пестициды, если с 1997 года эти вещества для проверки безопасности данного вида продукции в СанПиН не включены?
– И почему до сих пор не включены?
– Это тоже вызывает недоумение. Еще один момент. Господин Онищенко все время оперирует такими названиями пестицидов как дуст, циклогексан и алдрин. Я взяла СанПиН и решила посмотреть, в каких продуктах питания испытательные лаборатории должны проверять, например, алдрин. Такого пестицида я не нашла нигде: ни в продуктах растениеводства, ни в каких-то других. Выходит, согласно действующим санитарным нормам алдрин никто не ищет, не определяет. Может, он и есть в других продуктах питания. Почему это химическое вещество мы не определяем в других продуктах, а стали срочно определять в вине?
– Но ведь эти вина уже оплачены российскими предпринимателями! Молдова и Грузия уже получили деньги за свою продукцию!
– Господин Онищенко в одном из выступлений сказал, что предприниматели должны были заранее просчитать проценты риска.
– Что произойдет с вином, которое Роспотребнадзор изымает из торговли?
– Геннадий Григорьевич сказал, что они будут продумывать механизм утилизации… Другой информацией я не располагаю.
– В связи со сложившейся ситуацией к вам обращались представители власти, контрольно-надзорных органов? В городе введен входной контроль для вин? Аккредитованные лаборатории проводят дополнительные испытания? Вас приглашали для участия в проверках, рейдах в связи постановлением Онищенко, просили дать экспертную оценку качества вина из Молдовы и Грузии?
– Никто из перечисленных вами структур ни за чем не обращался. Мы не являемся надзорной организацией, сейчас все контрольные функции переданы Роспотребнадзору и Ростехрегулированию. Постановление Онищенко выполняет территориальный отдел Роспотребнадзора в нашем городе. Но в этой организации работают санитарные врачи, там нет эксперта по винно-водочной продукции. Они проверяют вино на наличие пестицидов. Но отличить вино от винного напитка они не могут, для этого нужен эксперт. В лабораторию ФГУ «Магнитогорский центр стандартизации и метрологии» на испытания образцы продукции не поступали. Хотя именно эта лаборатория около 15 лет специализируется на испытаниях алкогольной продукции.
– Как в этой ситуации ведут себя наши оптовики? Кто-то принес на испытания ввезенную продукцию?
– Единственная организация, которая всерьез насторожилась сложившейся ситуацией – это ООО «Дело и К». Они взяли наугад по одному наименованию продукции от каждого производителя из Молдовы и Грузии и сдали на испытания эти вина. И вопреки всем нормам, прописанным в СанПиНе, решили поискать те пестициды, о которых говорит Онищенко. Мы очень тщательно искали и ни в одном образце ничего не нашли! Помимо наличия пестицидов, нас интересовали соли тяжелых металлов, радионуклеиды – эти показатели прописаны в СанПиНе. Никаких отклонений нигде не обнаружено. «Совсем слегка» распоряжениями Онищенко поинтересовался «Роскон». Это очень большая оптовая фирма, которая в настоящее время входным контролем вообще не занимается. Звонили с ООО «Исток» и ООО «Родник».
– Если не обращать внимания на ажиотаж по поводу молдавских и грузинских вин, что вообще можно сказать о качестве данной продукции?
– С 1995 года мы занимаемся входным контролем качества вин в Магнитогорске. И ни разу не встретили вина, которое было бы забраковано по показателям безопасности. Что касается качества, вина Молдовы в большинстве своем являются неплохим продуктом. Несколько хуже вина Ставрополья и Краснодарского края. Кстати, заводы Краснодарского края на 60 процентов используют виноматериалы, которые получают из Молдовы. Так что говорить о том, что они разливают в бутылки только краснодарские вина, не приходится. Как и в Молдове – там очень активно используют виноматериалы из Румынии.
Гораздо больше суррогата под маркой «Хванчкара», «Киндзмараули», «Саперави» и других грузинских вин мы получали из села Озерки Тверской области. Это именно там подкрашенную жидкость разливали в емкости и поставляли в Магнитогорск в больших количествах. Но мы очень быстро обнаружили подделку.
Моя встреча с Тамарой Седых всех сомнений не разрешила.
И в суд не подашь…
Звоню в управление по развитию потребительского рынка городской администрации. «У нас никаких документов, распоряжений, указаний нет», – отвечают представители исполнительной власти.
Звоню в территориальный отдел территориального управления Роспотребнадзора по Магнитогорску, Агаповскому, Кизильскому, Нагайбакскому, Верхнеуральскому районам в городской отдел федеральной службы Роспотребнадзора. «Постановление и предписание получили, работаем», – заявил руководитель отдела Владимир Эленбогин.
И вот я на Ленинградской, 84:
– На основании постановления «Об усилении надзора за безопасностью алкогольной продукции» от 6 апреля 2006 года Геннадий Онищенко издал предписание, в соответствии с которым мы обязаны приостановить торговлю грузинскими и молдавскими винами. В соответствии с этим же документом Роспотребнадзор совместно с управлением по развитию потребительского рынка городской администрации, УВД, ФГУ «Магнитогорский центр стандартизации и метрологии» провели рейды по торговым точкам города и отобрали 37 проб алкогольной продукции. Все пробы отправлены для испытаний в аккредитованную лабораторию ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» по Челябинской области в Магнитогорске.
– Вы отбирали для проверки качества только грузинские и молдавские вина?
– Нет, разных производителей: Казахстан, Китай, Чили, Португалия, Украина. Но больше всего, конечно, интересовала продукция Грузии и Молдовы.
– И что показали испытания?
– Из всех образцов продукции были забракованы 14 проб, в которых обнаружено 17 отклонений. Большой процент забраковок пришелся на молдавскую продукцию. Много претензий к винам Грузии.
– В винах найдены пестициды?
– Пестициды нигде не обнаружены. Нарушения, в основном, по показателям качества, а не по показателям безопасности.
– Во многих городах России из торговли изымают грузинские и молдавские вина. В Магнитогорске тоже?
– Да, такое предписание я подписал, продажа этих вин приостановлена.
– Странно. А если предприниматель придет в организацию, которая полномочна подтвердить качество продукции или опровергнуть написанные в документах сведения… И если испытания подтвердят, что продукция качественная, что тогда?
– Мы выполняем указания Геннадия Онищенко – главного государственного санитарного врача России и Анатолия Семенова – главного государственного санитарного врача области. Анатолий Иванович пишет: «Предписываю приостановить реализацию вин, в том числе шампанских, коньяков, изготовленных в республике Молдова и республике Грузия с 17 апреля».
– На какой срок?
– Этого я сказать не могу.
– А что будет, когда предприниматель, у которого все документы в порядке, качество винной продукции соответствует всем нормативным требованиям, подаст в суд? Ведь человек несет убытки!
– Подаст в суд? А у нас есть основание, по которому мы вынесли это предписание.
Ведь речь идет еще и о том, что при выращивании винограда применяют пестициды. Они, конечно, и раньше применялись…
– Но раньше они были прописаны в нормативной документации для определения качества, а сейчас нет. «Санитарными правилами и нормами продовольственного сырья и пищевых продуктов» не регламентируется.
– Пестициды пестицидам рознь. Есть пестициды, которые вообще запрещены к применению. Именно они были найдены при проверке качества вин в Москве.
– А как они были определены, если этот элемент документально не нормируется?
– Вы правы, так как это не нормируется по СанПиНу, наличие пестицидов не проверялось. Может, решили проверить потому, что была информация о нарушениях при выращивании.
– Как предприниматели относятся к этому запрещению?
– Ко мне никто не обращался с какими-то претензиями. В соответствии с санитарным законодательством приостановление реализации вин, в том числе шампанского и конька производства Молдовы и Грузии, вытекает из приостановления действия всех санитарно-эпидемиологических заключений на данную продукцию.