НА ФИНИШЕ года Магнитогорская энергетическая компания – ООО «МЭК» – поставила буквально на уши десятки тысяч горожан, прислав им платежные квитанции-«непонятки» по оплате электроэнергии.
Многие магнитогорцы, получив очередные «платежки» за электроэнергию, схватились за голову: в извещениях им предлагали оплатить сумму, намного превышающую ту, что они предполагали внести за предыдущий месяц в соответствии с показаниями счетчика. Появилась, к примеру, такая новация, как «расчет по нормативу» – 180 киловатт в час на человека в месяц, и долг, рассчитанный по этому нормативу, который предлагалось возместить компании. А еще оказалось, что многие электросчетчики, по которым мы оплачиваем электроэнергию, совершенно не годятся и их нужно заменять. Вот выдержки из одного письма, поступившего в редакцию «Магнитогорского металла»:
«3 декабря к нам домой пришла представитель ООО «МЭК». Я думала, что просто снимут показания счетчика. Но дело обстояло иначе: контролер сняла со счетчика пломбу, а мне выдала акт, в котором указано, что данный вид счетчика отсутствует в Госреестре средств измерений РФ и подлежит замене на новый с классом точности не ниже 2,0. Получается, что, согласно выданному предписанию, мне предстоит практически невыполнимая задача: найти и приобрести за свою не очень высокую пенсию новый счетчик, сходить на улицу Комсомольскую, 11/1, чтобы этот счетчик там протарифицировали, затем с кем-то договориться, чтобы счетчик установили, съездить на левый берег, на проспект Пушкина, 6а, где подать заявление на опломбировку счетчика, а через десять дней после опломбировки с новыми показаниями подойти в контору МЭК на улицу Галиуллина, 31/2. И я, и все мои знакомые, соседи недоумевают, как все это пережить. Пенсионерам эта «акция» не по карману и не по силам. Тем, кто работает, видимо, придется брать отпуск, чтобы выполнять эти предписания и бегать по инстанциям. По телефонам, указанным в акте, дозвониться в МЭК невозможно. А в случае невыполнения предписаний нас ждет «новогодний подарок» от этой компании – расчет будет произведен по нормативу потребления. А это, как говорится, чревато немалыми материальными потерями: многие мои знакомые получили «платежки», в которых долг, рассчитанный по нормативам потребления, выражается четырехзначными цифрами. Откуда он взялся?
Уверена, что таких, как я, добросовестных плательщиков, находящихся в шоковом состоянии, немало. Знаю, что некоторым новые счетчики устанавливают бесплатно. Может, и нам не стоит торопиться, все организуют по-человечески? Мы с мужем всю жизнь проработали на комбинате, он инвалид, одиннадцатый год прикован к постели. И вот – нам «сюрприз»… Л. Сыпкова».
Скажем прямо, никаких вроде бы «непоняток» с расчетами за электроэнергию не должно быть: о новой системе расчетов было оповещено в газетах еще полтора месяца назад. Суть: оплата будет осуществляться не по расчетным книжкам, а по квитанциям, адресно рассылаемым каждому клиенту. Причем счета с новыми начислениями горожане начнут получать уже в ноябре. Что и произошло. Если до этого магнитогорцы самостоятельно снимали показания счетчиков, умножали киловатты на действующий тариф и оплачивали полученную сумму, то теперь, по новой системе, расчет производится «автоматически», без участия потребителей, и основан на объемах потребления – то есть, не по факту, а по плановому объему, взятому из базы данных по среднемесячному потреблению электроэнергии каждым клиентом. Причем оплачиваемый «плановый» объем электроэнергии может не совпадать с фактическим потреблением. Для этого в квитанции есть графа «Вписать показания», в которую можно вписать показания счетчика и с учетом этой корректировки внести оплату.
Проще говоря, можно вообще проигнорировать те суммы, которые вам предъявляет к оплате МЭК, и платить за электроэнергию по показаниям счетчика, как прежде. Если ваш фактический расход будет меньше, то и так называемый «плановый» в извещениях будет снижен, а если нажжете больше, то и это будет отражено. Предполагается, что показания счетчиков по мере возможности будут проверять специалисты МЭК – в первую очередь у тех клиентов, которые либо не платят за свет вообще, либо указывают в квитанциях явно заниженные показания.
С помощью системы плановых расчетов энергетики намерены повысить собираемость платежей за электроэнергию – сегодня исправно оплачивают электроэнергию, по мнению руководителей компании, примерно две трети частных потребителей. Выгодно это, считают они, и самим потребителям, поскольку снижение издержек компании будет способствовать и снижению роста тарифов на электроэнергию, в которые, надо полагать, закладывается и этот фактор: на 2008 год киловатт•час вырастет, как было объявлено, на 16 процентов – с 1 рубля 18 копеек до 1 рубля 37 копеек.
Но до последнего времени, когда сбытом электроэнергии, проще говоря, взиманием платы за нее с населения, занималось муниципальное предприятие «Гор-электросеть», собираемость платежей достигала практически 100 процентов. Исключением были «черные» годы, когда месяцами не выплачивали пенсии, зарплаты, царил бартер. У энергетиков довольно эффективный рычаг «выбивания» долгов. Это тепло и воду не перекроешь, а оставить должника наедине со свечкой – довольно просто. Так ради чего весь этот сыр-бор?
– Весь мир работает по билинговой системе, – утверждает первый заместитель ООО «МЭК» Евсей Давидсон. – И в ней нет никакой загвоздки, есть только инерция мышления. Все довольно просто: вместо бытовавшей системы «самообслуживания», когда люди сами снимали показания счетчиков и рассчитывали размер платежа, пришла система начислений, по которой потребитель платит не сколько он хочет, а сколько мы ему рассчитаем. И если кто-то что не понимает, мы готовы с каждым потребителем разбираться индивидуально. В том числе и по замене счетчиков – у компании есть соответствующая программа, план мероприятий, расписанный по годам. И, в частности, ряду категорий потребителей счетчики будут менять бесплатно.
Нет, неспроста намудрили энергетики, ссылаясь на то, что «весь мир так работает». Теоретически вроде все логично: со временем создать усредненную базу данных платежей по каждому потребителю исходя из его фактического расхода электроэнергии. Одновременно людям предоставлена возможность рассчитываться за свет по-старому: самим снимать показания счетчика, вычеркивать предъявленную к оплате сумму и вписывать в платежку свою. Не затеяно ли все это, чтобы себе, любимым, облегчить жизнь, но не для удобства потребителей, на которых «чубайсовское» племя привыкло смотреть как бы свысока? Конечно, проще собирать с населения «усредненно-теоретические» суммы, чем ежемесячно заниматься расчетами по фактическому потреблению электроэнергии. Кто, к примеру, объяснит-разъяснит, почему мы оплачиваем электроэнергию по отдельной квитанции, а не вкупе со всеми коммунальными платежами? Так скажите вразумительно, что новая система платежей направлена на то, что в самое ближайшее время появится возможность оплачивать электроэнергию не по отдельной, а по общей квитанции с перерасчетом раз в год. Как это было в «советские» времена. Что это удобно для потребителей, а не для «конторы».
Безусловно, энергетики, затевая нововведение по оплате электроэнергии, руководствовались самыми благими намерениями. И, скорее всего, эта система оплаты более оптимальна. Но, как это у нас часто бывает, организовали новое дело далеко не лучшим образом. И главное, не объяснили людям цель, смысл перехода на иную систему оплаты, тогда как все, что затрагивает содержание кошельков, воспринимается очень болезненно. Словом, посеяли ветер…