Около трёх часов в конференц-зале он принимал горожан, воспользовавшихся возможностью лично обратиться к омбудсмену с наболевшими проблемами - от трудовых отношений до экологии и вопросов охраны окружающей среды. А затем состоялся "круглый стол", посвящённый бесплатной юридической помощи.
В наши дни студенческие клиники, где можно получить бесплатную консультацию, становятся всё более востребованной формой юридической помощи. Для будущих юристов это бесценный опыт общения и профессионального роста, а для клиентов - реальная возможность получить бесплатный, но от того не менее важный совет.
В начале встречи Алексей Михайлович сказал о дефиците доверия между народом и властью. И с ним невозможно не согласиться. Практика работы студентов в юридических клиниках показывает: достучаться до чиновников у граждан получается далеко не всегда. А когда в качестве посредника выступают юристы-консультанты, найти общий язык гораздо легче. Именно они помогают налаживать мосты взаимопонимания, относясь к каждому делу не как к очередной стандартной ситуации, а вникая в детали и нюансы, которые порой играют решающую роль.
О законодательных новшествах в сфере оказания бесплатной юридической помощи рассказали гости из столицы Южного Урала: замминистра юстиции по Челябинской области Вячеслав Зайцев и начальник отдела управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области Екатерина Штефан. Доступная для всех слоёв населения правовая помощь - в числе приоритетных направлений работы и областного министерства, и представителей Федерации.
В этом же тренде уже двенадцать лет работает библиотека Крашенинникова, не только ставшая крупным центром правовой и деловой информации, но и предоставляющая площадки для оказания бесплатной юридической помощи. Количество юридических клиник в Магнитогорске растёт - они созданы и успешно действуют при Магнитогорском государственном университете, Магнитогорских филиалах РАНХиГС - Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации - и Московского психолого-социального университета. Развивается проект "Клуб по защите прав потребителей МГТУ", возглавляемый председателем объединения защиты прав потребителей Владимиром Зяблицевым. Всё больше горожан обращаются и в общественную молодёжную палату Магнитогорска. По словам её представителя Юлии Черемисиной, сюда приходят с самыми разными вопросами - от восстановления справедливости в связи с неправомерным отказом в получении жилищного сертификата "Молодая семья" до раздела имущества при разводе.
Представители студенческих клиник и общественных организаций поделились опытом работы и обсудили насущные вопросы. Среди значимых направлений в их деятельности - досудебное решение споров, позволяющее сэкономить время, силы и нервы. Одним из самых живых и интересных моментов "круглого стола" стал доклад Владимира Первушина, студента РАНХиГС. Он отметил важный момент: юридические клиники ограничены в своих полномочиях. Они не могут представлять интересы обратившихся граждан в суде. Помощь оказывается преимущественно консультативная: здесь научат, как составить жалобу, ходатайство, претензию или иной документ, дадут полезные советы. Нередко студенты ещё выступают в качестве посредников и помогают урегулировать спор, не доводя его до суда. Что мешает сторонам сделать это самостоятельно? Чаще всего - бурные эмоции, неверие в серьёзность намерения недовольной стороны довести дело до суда и непонимание возможных последствий судебного разбирательства.
В числе примеров Владимир рассказал историю женщины, купившей в магазине спорттоваров беговую дорожку с некомплектом деталей и видимым износом. Предприниматель вернуть деньги за "бэушный" товар отказался. Покупательница обратилась в студенческую юридическую консультацию, там ей помогли составить претензию - но и тогда ей было отказано. После этого студент-юрист пригласил предпринимателя и разъяснил ему, что будет, если гражданка обратится в суд. В результате беседы хозяин магазина согласился обменять беговую дорожку.
Ещё одна конфликтная ситуация. Коллектив филиала одного из государственных учреждений почти полным составом обратился в юридическую клинику по поводу неправомерного снижения зарплаты. Недовольным сотрудникам помогли составить заявления на имя руководителя с требованием начислить зарплату в полном объёме и выплатить недостающие суммы, но ответа не было. Студенту, работающему в клинике, ничего не оставалось, кроме как записаться к руководителю на приём. В разговоре с глазу на глаз молодой юрист смог объяснить последствия официального разбирательства, и конфликт удалось разрешить мирным путём.
Третий пример - история с небезызвестной косметической фирмой, приглашающей в свои салоны якобы для проведения бесплатных акций. Жительница Магнитогорска, мама двоих маленьких детей, живущая на скромную зарплату, подписала документы на приобретение в кредит косметики на сумму около пятидесяти тысяч рублей. Под воздействием сотрудников салона она, "находясь в каком-то трансе", взяла неподъёмный для своего семейного бюджета "кредит без первоначального взноса". Придя домой, опомнилась и на следующий день попыталась вернуть косметику. Безуспешно. И только после того, как предпринимателя пригласили в юридическую клинику для проведения переговоров и разъяснили последствия нарушения с его стороны прав потребителя, косметику приняли обратно и кредит закрыли. Интересная деталь: после созданного прецедента в салонах этой фирмы возвращают деньги клиентам, которые говорят, что обратятся в студенческую юридическую клинику при Магнитогорском филиале РАНХиГС.
Студенческие юридические клиники могут способствовать разрешению конфликта в досудебном порядке в сфере защиты прав потребителей, трудовых отношений, в вопросах, связанных с выплатой алиментов, с правом на общение с ребёнком и ряде других ситуаций. Такая бесплатная помощь особенно важна для малоимущих, социально незащищённых слоёв населения. А студенты получают возможность отточить теоретические знания на практике, научиться общаться с людьми. Юрист должен быть не только грамотным специалистом, но и тонким психологом, уметь склонить конфликтующие стороны к диалогу.
Сотрудники студенческих юридических клиник и молодёжь, выполняющая аналогичную работу в общественных организациях, в финале "круглого стола" получили награды из рук челябинских гостей. Но главная награда для них - осознание востребованности своего труда и радость от первых успехов на профессиональном поприще. Ведь главная задача настоящего юриста - помогать людям и стоять на страже справедливости.