В корреспонденции "Договор дороже денег" - "ММ" за 19 сентября - рассказано о том, что одна из управляющих компаний города - ООО "Трест жилищного хозяйства" далеко не в полной мере выполняет свои обязательства по договору, заключенному с жителями.
Причем счета за неоказанные услуги выставляет сполна. Группа собственников жилья обратилась, кроме "Магнитогорского металла", еще в ряд инстанций, в частности, в УЖКХ администрации города и в районную прокуратуру. Вскоре они получили ответ, подписанный директором управляющей компании Анатолием Кузнецовым, - по сути, отписку, которая их, естественно, не удовлетворила. Они вновь обратились к нему, подчеркнув, что ответ, подготовленный начальником юридического отдела управляющей компании Юрием Федоскиным, "не содержит достоверной и грамотной информации на выдвинутые претензии по изменению отношения к обслуживанию жильцов".
Например, неясно, как будут убирать подъезды и территорию в период отпусков дворников и уборщиц, будут ли официально - приказом - назначать в таких случаях полноценную замену, а в случаях непредоставления услуг будут ли возвращать жильцам деньги. Ведь на практике на "вакантное" место посылают работников, вынужденных трудиться на "чужой" территории "за так". А когда человек работает без оплаты, известно, что он может не только выполнить задание "тяп-ляп", но и при возможности навредить. Как это сделано в палисадниках у домов № 131 и 133 по улице Суворова, когда наряженные туда дворники искоренили секаторами и бензокосилкой всю полезную растительность, годами лелеемую жильцами.
Юрий Федоскин отписал, а Анатолий Кузнецов завизировал явное лукавство, что "исполнитель по договору имеет право самостоятельно определять порядок и способ выполнения работ по управлению жилым домом". Это - в ответ на претензию, что вместо ежедневной уборки дворы убирает раз в неделю "рейдовая" бригада дворников.
Сомнительно выглядит и пассаж об отсутствии претензий по уборке придомовых территорий. Дескать, это - свидетельство качественной работы дворников, а поэтому нет оснований и для перерасчета за не оказанные в полном объеме услуги.
И только после того, как жильцы в прямом смысле крупно поскандалили с коммунальщиками в сентябре, были очищены от бытового мусора все 14 приямков вокруг одного из домов и заштукатурен цоколь, но асфальта для приведения в порядок площадок около подъездов хватило только на два подъезда. Шесть недель не было горячей воды, а начисления за ГВС почему-то выставлены. И так далее...
В подобных "диалогах" с жильцами коммунальщики, видимо, рассчитывают на традиционное - увы! - равнодушное отношение большинства населения к коммунальным проблемам. Мол, попишут, пожалуются и - успокоятся. В данном случае "лукавый метод" не сработал. Верно говорил вождь мирового пролетариата, что идея становится реальной силой только тогда, когда она овладевает массами. Понимаю, до "массового" похода против коммунального беспредела далеко, но ростки уже проклевываются, все чаще люди отказываются кормить дармоедов, прибегая к дозволенным, законным формам протеста.
Вторичный ответ из ООО "Трест жилищного хозяйства", подготовленный уже заместителем директора Геннадием Примаком, содержит больше конкретики и меньше лукавства. Из него следует, что управляющая компания выявила по табелям учета рабочего времени периоды, когда места общего пользования не убирали, и составила соответствующие акты, согласно которым жильцам в ноябре будут возвращены деньги за не предоставленные в полном объеме услуги по уборке лестничных клеток. Произведен в октябре и перерасчет за отсутствие горячего водоснабжения. Справедливо. Но хотелось, чтобы подобные перерасчеты проводили не по жалобам жильцов, а "автоматически", в соответствии с "пробелами" в коммунальных услугах.
Совершенно справедливы и к месту претензии и самих коммунальщиков к жильцам: многие из них "забывают" о своем долге по оплате жилищно-коммунальных услуг. Цифры долга коммунальщикам по конкретным домам несоизмеримо больше, нежели произведенный перерасчет. Например, за неубранные подъезды в доме № 133/2 по улице Суворова жильцам будут возвращены 610 рублей, а их долг перед коммунальщиками - более 132 тысяч. По дому № 133 по улице Суворова при возврате 1765 рублей долг по дому составляет 110 тысяч рублей. Причем, по общему мнению коммунальщиков, большинство злостных неплательщиков - вполне состоятельные люди, а вот пенсионеры, другие жильцы, не обремененное большой зарплатой, стараются оплачивать труд коммунальщиков аккуратно.
К сожалению, сообщает Анатолий Кузнецов, сумма долга по оплате жилищно-коммунальных услуг растет из месяца в месяц, и тенденции к ее уменьшению нет. По управляющей компании ООО "Трест жилищного хозяйства" задолженность за жилищно-коммунальные услуги превышает 18 миллионов рублей. Тем более важно для коммунальщик ов сделать свою работу максимально прозрачной, предъявлять счета исключительно за полное и качественное выполнение работ по содержанию и ремонту мест общего пользования, уборке придомовых территорий. Поскольку "виртуальные" счета за непредоставленные услуги - сильнейший и, пожалуй, единственный козырь должников.