В то время, когда по всей России трамваи выводят из эксплуатации, рельсы разбирают или закатывают в асфальт, а здания депо выставляют на продажу, в Магнитогорске закупают вагоны и прокладывают новые ветки. Об этом говорили первые лица города на праздновании юбилея Маггортранса, которое прошло в минувшую пятницу в Доме дружбы народов.
В Магнитогорске трамвайное движение планировали запустить седьмого ноября 1934 года, но завершить прокладку путей и подготовку инфраструктуры к этому дню не успели. Старт перенесли на 15 декабря, затем на первое января уже 1935 года. Чтобы приблизить долгожданное событие, почти 17 тысяч магнитогорцев добровольно выходили на массовые субботники, помогали укладывать рельсо-шпальную решётку. И вот с 18 января 1935 года уже не надо было месить грязь и отворачиваться от колючего ветра, добираясь до заводских цехов.
Два первых трамвайных вагона под управлением Станислава Крещука и Анастасии Санниковой (по другим данным - Клавдии Коловой) курсировали от Щитовых до заводоуправления и обратно - на Комсомольской площади тогда находилось кольцо. Протяжённость путей составляла 11,5 километра, действовали семь остановок, а за билет платили 10 или 30 копеек в зависимости от дальности поездки. В первые годы трамвайное хозяйство обслуживал 291 производственник.
В Доме дружбы народов, поздравляя работников и руководителей МП "Маггортранс" с юбилеем, глава города Сергей Бердников отметил:
- Магнитогорск сегодня занимает третье место в России по протяжённости трамвайных путей. Бытует мнение, что для спасения трамвая необходимо убрать маршрутки. Считаю, что у пассажира всё-таки должен быть выбор. Первостепенная же задача местных властей и Маггортранса заключается в том, чтобы люди выбирали электротранспорт.
С момента пуска первых вагонов в Магнитогорске колесили трамваи ленинградского, рижского, казанского, коломенского производства. В 1969 году самой популярной моделью становится 71-605, которую до 1992 года собирали в Усть-Катаве. Вагоны этой модели до сих пор служат магнитогорцам.
На сегодня трамвайный парк Маггортранса укомплектован 44 современными вагонами. Это усть-катавские 71-623-02, обладающие заниженным полом, светодиодным освещением, климат-контролем, а также модернизированные вагоны "Горизонт", которые разработали совместно с екатеринбургскими партнёрами на базе модели 605.
С приобретением новых вагонов, ремонтами трамвайных переездов и открытием новой ветки, соединившей проспект Карла Маркса и улицу Зелёный Лог, увеличилось количество желающих воспользоваться электротранспортом, резюмировал глава города. Впрочем, Сергей Бердников также добавил, что не ставит Маггортрансу задачу выйти на самоокупаемость. Предприятие должно удовлетворять логистические потребности горожан.
- Помню, когда-то ранним утром слышались лишь гудок с металлургического комбината, возвещавший о том, что смена начинается, и стук колёс трамвая, - сказал председатель МГСД Александр Морозов. - С перестроечных лет трамвайные хозяйства закрываются по всей стране. В 2001 году в Шахтах Ростовской области решили, что трамвайные пути изношены, подвижной состав никудышный - ликвидировали хозяйство. В Архангельске на севере России тоже отказались от трамвая. Затем на юге в Астрахани лишились трамвая, а ведь там пути проложили, если не ошибаюсь, ещё в 1900 году - сегодня они могли бы отпраздновать 120-летие. В Рязани, Ногинске, Дзержинске, Иванове трамваев больше нет. В Твери остался один маршрут - до их химического комбината. И вот, подытоживая, хочу привести слова мэра Боготы - столицы Колумбии: "Качество жизни горожан определяется не количеством автомобилей, а тем, как часто люди пользуются общественным транспортом". В каждом городе мира стремятся к этому показателю, и хочу пожелать - пусть магнитогорцы в булочную на такси не ездят, а пользуются трамваем.
В 2020 году протяжённость путей в Магнитогорске составляет 175,13 километра. В будни на линию выходят 128 вагонов, в субботу и воскресенье - по 76. Они колесят по 37 маршрутам и перевозят за неделю полмиллиона пассажиров. В целом же за 85 лет услугами Маггортранса воспользовались восемь миллиардов человек.
На предприятии, возглавляемом Андреем Литвиновым, трудятся 1260 работников - в основном это водители, кондукторы, ремонтники. Лучших из них за высокие производственные показатели наградили Почётными грамотами главы Магнитогорска, городского Собрания депутатов и Законодательного собрания Челябинской области.