Неужели произвол так и будет продолжаться, ведь нарушителей нужно лишать лицензии?»… «Барыги» конечно «борзанули»: поднять цену сразу на 50 процентов – это хамство. Что-то зарплата на полтинник не подскочила. Может быть, года через полтора она будет соответствовать такой плате за проезд… Да и власти наши, судя по всему, в очередной раз слова не сдержали – читали мы, что начальник управления транспорта Михаил Дмитриев говорил: «Необходимым условием на продление лицензии на пассажирские перевозки – имелись в виду маршрутные такси – будет сохранение платы за проезд в текущем году в размере 10 рублей…» Из песни слов не выкинешь. Как нас обманывали, так и продолжают – ничего в этом секторе не меняется», – возмущаются посетители сайта «ММ».
Не успел подорожать проезд в трамваях и автобусах, как поползли слухи о грядущем повышении цен на маршрутное такси аж на 50 процентов.
В одной из городских газет прочитал, что повышения требуют некоторые предприниматели маршруток, которые предложили городскому Собранию с 15 февраля в связи с себестоимостью проезда в 13,6 рубля на человека оценить его в пятнадцать целковых. Рост этой цифры, по словам предпринимателей, обусловлен повышением цен на запчасти, закупаемые ими на автозаводах. Насколько можно верить их заявлениям – другой вопрос. А для горожан перспектива удручающая.
…Когда случается припоздниться, всегда сажусь в маршрутку: и быстрее, и целее. Иногда разговоришься с водителем. А что ему надо? Кому-нибудь излить душу. Сидишь, слушаешь и познаешь «прелести» маршрутной жизни.
Выручку предпринимателю водители отдают ежедневно: независимо от того, сколько заработал за день, фиксированную прибыль отдай. Приходиться работать с шести утра и до поздней ночи. На сон уходит пять, максимум шесть часов. Что тут говорить: обычный пешеход от такой жизни бы взвыл. А «маршрутчикам» приходится думать, в первую очередь, о хозяине-предпринимателе, во вторую – о себе. У всех предпринимателей на работников заведены штрафы за малейшую провинность: по ночам не ездить, лишних пассажиров не брать… Самый маленький штраф – тысяча рублей. Не хило для предпринимателя, у которого в подведомстве явно не одно маршрутное такси.
Удивляет, что после этого еще просят поднять тариф. А за что? За то, что в салоне зимой холодно, за то, что поручни не к тому месту приделаны, за то, что не успеешь присесть, а водила уже трогает, наплевав на то, что пассажир может упасть и получить травму?
Частные маршрутки – очевидный выгодный бизнес, и от желающих открыть какой-нибудь новый маршрут отбою наверняка не будет. Очень жаль, что предприниматели никогда не интересуются мнением горожан и не учитывают действие рыночных законов. Не думаю, что ноябрьские повышения платы за проезд в общественном транспорте как-то негативно отразились на «маршрутчиках» – сохранение цен на прежнем уровне скорее принесет больше выгоды и спроса, чем отток пассажиров при повышении. А он уже наблюдается.
Не только в Магнитогорске требуют повышения платы за проезд. Пополнить свой карман-копилку требуют у городских властей частные предприниматели Благовещенска и Тынды в Амурской области. В Тынде проезд в маршрутных такси может подняться на рубль, в Благовещенске – на семь. Сейчас проезд в маршрутных такси Тынды и Благовещенска стоит одинаково – 11 рублей. Если благовещенские перевозчики планируют взимать за свои услуги с горожан от 12 до 19 рублей, то тындинские намного скромнее – они планируют поднять цены не более чем на рубль. Однако последнее слово за специалистами областного управления по ценам и тарифам. Буквально на днях они решат, целесообразно ли повышать цену проезда в маршрутках, и на сколько в каждом городе.
А дешевле всего в маршрутке можно прокатиться в Нижнем Новгороде: 8 рублей. Самые высокие цены в Санкт-Петербурге – до 25 рублей в черте города, но в среднем – 17 рублей. В Москве, как и в Екатеринбурге, – 15 рублей, в Самаре – 12. А в Казани и Новосибирске – 10 рублей. Если не брать в расчет Благовещенск, то подорожание с учетом инфляции постепенно происходит на один-два рубля. Цены же в Магнитогорске на проезд в маршрутке не повышали два года и, видимо, предприниматели решили убить сразу двух зайцев.
Только уж повышали бы сразу до двадцати рублей, а то смотреть на эквилибристику водителя, который одной рукой пытается отсчитать мелочь на сдачу, а другой, не глядя, рулит, – не для слабонервных. Уж тогда сажал бы рядом кассира, а то как бы сводки происшествий не пополнились в ближайшее время авариями, в которых фигурировали бы частные перевозчики, а главное – их пассажиры.