Тематическая рубрика на основе репортажей о птицах и не только из телеграм-канала (12+) члена Русского географического общества, орнитолога-любителя Игоря Деревскова.
К Беларуси у магнитогорцев по-родственному тёплое отношение: в городе немало детей, внуков и правнуков тех, кто эвакуировался на Южный Урал в первые годы Великой Отечественной войны с запада Советского Союза. Кроме того, сегодня Республика Беларусь – одно из наиболее востребованных туристических направлений. Россиян притягивают десятилетия общей истории, отсутствие языкового барьера, богатая культура и красивая природа. Игоря Деревскова побудила отправиться в путь мечта побывать в Беловежской Пуще – а мечтам свойственно сбываться. Предоставим слово Игорю Николаевичу.
Беловежская Пуща
«Наиболее крупный остаток реликтового первобытного леса, который в доисторические времена произрастал на территории Европы, – вот что такое Беловежская Пуща! Восемь дней в Пуще – это мизер. А как охватить эту необъятную тему? Для начала расскажу о двух встречах, которые для меня стали маленькими событиями. Имена у этих встреч – Анна Денгубенко и Антон Кузьмицкий.
Магия реликтовой чащи
Ветеран Пущи, кандидат биологических наук, ботаник Анна Денгубенко – человек, который помог нам впервые в жизни увидеть зубров в их естественной среде обитания. Это было раннее сырое и холодное утро с традиционно здесь стелющимся туманом. И сквозь туман на нас смотрят эти древние исполины – чем не готика?
Цари белорусских лесов – европейские зубры
Несколько часов общения с опытным биологом – и ценность, и радость. Грегуар Лоис считает передачу опыта самым простым определением культуры.
Не произойди этой поездки по Пуще, мы бы вряд ли познакомились и с главным орнитологом уникального реликтового лесного массива Антоном Кузьмицким. У меня, начинающего любителя съёмки пернатых, само понятие «профессиональный орнитолог» уже вызывает трепет. Проявить инициативу к встрече с таким человеком посоветовала всё та же Анна Витальевна, за что ей ещё одно спасибо.
Благородные олени в утреннем тумане
Молодой белорусский учёный, простой и естественный в общении, Антон раскрыл глаза на Беловежье так, будто мы и не были тут уже без малого неделю. Он приоткрыл перед нами фантастику реликтовой чащи. Как бы сказать, пейзажи «Аватара» (12+) и «Игры престолов» (18+) – так, пригородные пустыри. А на самом деле явью, нереальной реальностью планеты являются именно эти непроходимые нагромождения покрытых мхом столетних стволов дубов и платанов в сплошной зелёной мгле, не пропускающей солнечных лучей к мягкому, колышущемуся под ногами ковру из листьев и мхов. Фотографии не способны передать эту магию.
Крылатая королева красоты
Антон бегло показывал: «Вот сныть, бабушка делала из неё салат с крапиво́й, а вот краснокнижный Петров крест…» И я осознавал, как велик в нынешние времена дефицит общения с носителями глубокой системной информации, такими, как Антон.
Прислушавшись к птичьим трелям, я смело заявляю: «Это зяблик». Антон отвечает: «Два малых пёстрых дятла, там и там, большой пёстрый, а километрах в двух – желна». И перечисляет ещё видов пять, не все их названия мне известны. Затем, ориентируясь на голос и зная повадки, находит визуально: «Сейчас он спустится с кроны…»
Или: «Слышишь, малый стучит?» – и, не увидев в моих глазах осмысленной реакции, продолжает: «Как немецкий пулемёт, часто и на одной ноте». А затем берёт палочку и выбивает дробь по сухому стволу, прислушиваясь к отклику.
Мы не встретили белых цапель. Старое дупло неясыти оказалось пустым. Зато получилось снять красноголового королька и мухоловку-белошейку.
Чёрно-белый всегда в моде Королева красоты Беловежья – мухоловка-белошейка
Даже главный орнитолог был доволен: он считает мухоловку-белошейку, эту редкую птаху, самой красивой птицей Беловежской Пущи, а он, поверьте, знает, что говорит.
Уже дома в компьютере увидел, что в кадр попала черноголовая славка.
Эта певчая птичка в неволе способна имитировать человеческую речь
Пищуху и ту мы увидели первый раз, хоть рядом в Башкирии она не редкость.
Есть контакт!
Как здорово что-то подсмотреть у профессионала! На следующий день я уже самостоятельно общался с дятлом-желной и трижды вызывал его на фотосессию. Я уже понимал, что и почему он делает или собирается делать и как вступить с ним в контакт. Это как контакт с инопланетянином, ей-ей! Я научился свистнуть так, чтобы «особа», сидящая «к лесу передом», не улетела, а обернулась и попозировала.
Желна, или чёрный дятел
Около часа мы с желной играли в прятки и в «попробуй догони». Надеюсь, что и он, а я-то вне всяких сомнений, остался доволен – будь здоров!
Обратный путь мне преградил вот этот белоспинный дятел буквально в сотне-другой метров. Уверен, он позавидовал, как весело мы с черным общались – тот глоткой, а я манком в телефоне.
Принимайте в компанию!
Резко шлепнувшись на мохнатую от мха (тавтология получается) ветку, белоспинный стал торопливо издавать характерные короткие и резкие звуки. Явно чтобы я уверился: заслуживающих внимания качеств у него-то уж поболее, чем у того чёрного «чёрта». А и правда, что есть – то есть: яркий – белизна блестит, краснота краснеет, пестрый фрак, а на брюхе пестрины – что у горностая!
Изобразив умопомрачительный выход на подиум, теперь белоспинный принялся за единственное, что имело в этой ситуации смысл, – пожрать. И это он умудрялся делать как артист: картинно, с яростной амплитудой, отрывал он от ветки куски мха.
Приятного аппетита!
Они получались разного размера, а он все драл и драл. Видел, какое лакомство его ждет после эпических усилий – и в предвкушении высунул язык.
Интересный народец, скажу я вам, эти дятлы! Осторожность зачастую захлестывается у них страстью покрасоваться да пообщаться. Теперь поняли, от кого это у человека?
На следующее утро я с нетерпением побежал на дятловый участок, и опять мы играли с желной, а вот белоспинный не появился. Я только зря прождал.
А зелёного дятла, самый редкий вид, принял за обычного большого пёстрого дятла. Если бы во время съёмки осознал, кто передо мной, то наверняка отнесся бы поответственнее: посопровождал, повыслеживал. А получилось, что только дома в компьютере обнаружил: у меня новый вид.
Зелёный дятел внесён в Красные книги Республики Беларусь и нескольких регионов России
Вот такие встречи. Конечно, одна поездка – это только прикосновение к великому лесу, к этому «затерянному миру», зажатому со всех сторон цивилизацией.
И, конечно, рассказ о поездке в Беларусь не может обойтись без «аистов на крыше».
Белые аисты – один из символов Беларуси
Эта красивая пара сфотографирована в деревне Каменюки Брестской области, где расположен административный центр национального парка «Беловежская Пуща».
Птичий рай
В завершение вернусь к деревьям. Обилие в лесу старых стволов – это дятловый рай. Но не только! Сколько знакомых и незнакомых вам птиц являются дуплогнездниками – вьют гнездо в дуплах: синицы, воробьи, между прочим, мухоловки, скворцы, горихвостки, зарянки-малиновки, трясогузки. А ещё поползни, пищухи, совы, наконец, – и большие неясыти, и малыши сычики. Дятлы рады всем построить жилище, обеспечивая тем самым биоразнообразие.
Беловежская Пуща – идеальное место обитания для птиц
В Пуще есть участки большой площади, где для сохранения реликтового леса запрещено убирать не только упавшие стволы (а там это в основном дубы), но даже валежник – сучья и ветки. И мой провокационный вопрос: «А как же угроза пожаров?» – совсем не поставил тамошних биологов в тупик. Пожары – это плохо. Только здесь антропогенный фактор их возникновения исключён, а значит, пожар – естественная фаза жизни леса. На горельниках здесь посадки не делают, лес должен восстановиться сам.
Интересный факт. После Великой Отечественной границу между Польшей и Белоруссией по Пуще провели так, чтобы по обе стороны оказались равные половины. По прошествии десятилетий размер белорусской Пущи в несколько раз превышает польскую. Бережное отношение и рачительность творят чудеса…»
Истории о птицах и путешествиях – в телеграм-канале Игоря Деревскова https://t.me/igorderevskov (12+) и на его странице в социальной сети «ВКонтакте» (18+): https://vk.com/id312026280. Вернувшись из Беларуси, Игорь Николаевич продолжает рассказывать о крылатых обитателей Магнитки и окрестностей. Бонус для читателей сайта «ММ» – фото пары чомг на Урале в черте города.
А вы думали, это люди первые научились изображать сердечки?