На протяжении всего своего существования она была и остаётся центром притяжения в посёлке Железнодорожников. Среди выпускников немало известных людей.
Например, уроженец Украины Александр Гардашников, переехавший в Магнитку во время войны. После окончания школы № 41 и музыкального училища он стал писать музыку. Преподавал в музыкальном училище, в третьей музыкальной и в родной школе № 41. С именем Александра Гардашникова связано основание музыкальной школы 12-го участка. Он автор трёхсот песен на стихи магнитогорских поэтов - Виталия Юферева, Александра Лозневого, Михаила Хуторманова. Десять лет Александр Михайлович руководил хоровым коллективом педагогов-ветеранов. Год назад он умер, но его вклад в развитие культурной сферы Магнитки трудно переоценить.
Выпускники и педагоги школы № 41 поделились своими воспоминаниями о школе.
Валентина Веретенникова, выпускница, учитель математики и бывший директор школы:
- В январе шестьдесят третьего нас, пятикурсников пединститута, за полгода до дипломирования направили в окраинные и сельские школы, где остро не хватало учителей. В "сорок первой" меня встретили очень доброжелательно. Достались три седьмых класса - каждый со своим "лицом" и характером. Один - самовольный, меня жалели учителя: девчонке не справиться. Но я нашла подход к школьникам через двоих учеников - Сергея Локостова и Володю Захарова, тоже с характером, но увлечённых учёбой. Этот класс даже просил продолжить у них преподавание в следующем учебном году - жаль, после дипломирования меня распределили в другой.
Ещё один мой класс состоял из интернатских: дети железнодорожников, колесивших по дороге, учились в Магнитогорске, а на выходные возвращались к родителям на полустанки. Разъездная жизнь и редкие встречи с родителями порой сказывались трудностями в учёбе, зато в классе была железная дисциплина: дети росли самостоятельные, ответственные, работящие.
Но настоящая дружба сложилась с 7б: здесь была самая доброжелательная атмосфера. Дружно и весело проходили сборы макулатуры и металлолома из брошенных казарм на элеваторе. А после сборов играли в степи за посёлком. Сегодня мало кто помнит игру "Мы идём на вы": одна команда ловит кого-нибудь из другой, а та его прикрывает. Сколько чулок я порвала, бегая с детьми по бурьяну, - не сосчитать.
Очень помогли вписаться в коллектив коллеги Галина Тихомирова, Анна Мелёшина, Нина Лобанова. С Ниной Ивановной вместе писали планы: я училась у неё, а она, опытный учитель, - у меня. Приходила ко мне на уроки, чтобы научиться работать с логарифмической линейкой: нас уже обучили в вузе, а учителя старой школы этого не умели. Мы подружились на всю жизнь.
Благодарна директору Ивану Угольникову: он верил в меня, мои организаторские способности, заставлял брать на себя всё больше ответственности - вести самый непослушный класс с пятого по десятый годы обучения, работать в трудовом лагере, возглавить профсоюзную организацию, стать завучем. Так и вышло, что после его ухода я возглавила школу, хоть и отказывалась со слезами. Но райком настоял. А я всегда предпочитала учительскую работу административной и в должности видела только возрастание ответственности. Вкуса к власти никогда не чувствовала. Но помнила и науку Ивана Угольникова, его "Надо!"
Знаю, обо мне говорили как о суровом учителе, но доверяю и словам Саши Воробьёва, талантливого ученика, которому не давала покоя на уроках, заставляла заниматься дополнительно. Он из-за моей требовательности даже подумывал бросить школу, но когда поступил в Ленинградский кораблестроительный - оценил мои труды. А Коля Кожаев, которому математика никак не давалась: мы её одолевали вместе - и к выпускному классу дотянулись до твёрдой четвёрки. Зато в своём военном вузе он стал в группе лучшим по математике.
Да и сама школа только территориально находилась на отшибе, а по сути была передовой: нам часто поручали организацию семинаров для линейных - ведомственных железнодорожных школ.
Наталья Моисеева (Агаркова), выпускница школы 1976 года, директор страховой компании:
- Помню урок геометрии. Учитель математики Валентина Веретенникова вызывает меня к доске решать задачу на основе теоремы для внеклассного изучения. Я даже не знаю, как подступиться. А она: "Думай!" И ведь получилось!
Очень важно, когда учитель в тебя верит.
Уроки астрономии у нас нередко проходили под открытым небом на стадионе напротив школы. Вам случалось наблюдать ночью в телескоп затмение Луны? А мы это делали в школьные годы. Повезло с учителем: Александр Макаров тогда только окончил пединститут, горел идеями. Родители без боязни отпускали нас на ночной урок - видимо, время было другое. Возвращались с практической астрономии под утро, с песнями, выстраивая маршрут так, чтобы проводить каждого по улицам 12-го участка и посёлка Новосеверный.
Классный кабинет № 23 - кабинет биологии, где из застеклённых стеллажей на нас смотрели гипсовые бюсты, иллюстрировавшие эволюцию человека, макет скелета с черепом. Эти учебные экспонаты не были скучными - ребята наряжали их в кепи, вставляли им в рот сигарету, обвязывали шарфом. И сколько раз наши отцы стеклили эти стеллажи, разбитые в беготне мальчишек за девчонками…
Учились мы с удовольствием, весело и легко. И теперь, встречаясь с одноклассниками, испытываешь теплое и искреннее чувство родства.