Напомним, с начала 2022 года обязательный техосмотр для частных автомобилей отменили – перевели на добровольную основу. Но это вовсе не означает, что наступила анархия и можно ездить на заведомо неисправном, а значит, опасном транспортном средстве.
Техосмотр – это проверка технического состояния автомобиля или мотоцикла. Специалисты проверяют, насколько транспорт безопасен по установленным законом нормам. В отличие от техобслуживания на СТО или у автодилеров, специалисты не исправляют выявленные недостатки, а только указывают обнаруженные проблемы в диагностической карте. В дальнейшем на основе этих данных автомобилист должен провести ремонт машины и вновь приехать на техосмотр – на это ему дают десять дней. Если все недостатки устранены, собственнику выдадут диагностическую карту, подтверждающую полную исправность машины.
К чему привела обязаловка? К массовому появлению «серых» карт, номинальному техосмотру без осмотра, удорожанию стоимости процедуры, поскольку пункт техосмотра должен был получить лицензию и приобрести оборудование для фиксации работ.
К слову, с 1 марта ужесточили требования к фотофиксации автомобиля на техническом осмотре. Чтобы исключить возможность применения фотошопа, когда диагностические пункты добавляют изображения машины на фотографии своих площадок, а документы оформляют удалённо, на снимке в начале и по завершении ТО должна быть изображена машина в ракурсе «три четверти» с госномером, а также эксперт в полный рост и лицом в камеру.
Идея вовсе отменить обязательный техосмотр была, в принципе, логичной: каждый автомобилист обязан обеспечить работоспособность своего «железного коня», как того требуют Правила дорожного движения. А техосмотр сам по себе не гарантирует безопасности.
Но техосмотр отменили не для всех. Его придётся пройти при постановке транспорта на учёт, при смене владельца, изменении конструкции, а также если это такси, автобус или грузовик. Если владелец такого транспорта требование по техосмотру не выполнил, он может получить штраф две тысячи рублей.
Вслед за отменой обязательного техосмотра для частных машин законодатели разработали новый закон – правила прохождения осмотра. По сути, считают специалисты, это тоже своего рода послабление, о чём говорит сокращение списка обязательных проверок с 82 до 55 пунктов.
Теперь технические эксперты перестанут обращать внимание на наличие или отсутствие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки и работу штатного противоугонного устройства.
Не станут проверять и способность стеклоомывателя подавать жидкость на лобовое стекло – сами стеклоочистители при этом должны работать штатно. Из обязательных вычеркнули проверку состояния тормозных шлангов, уровень шума глушителя, а также наличие «следа» из двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумулятора, системы охлаждения и кондиционера. Не является проблемой для прохождения техосмотра ржавчина на элементах тормозной системы.
Исключён из обязательных пункт, касающийся проверки рассеивателей внешних световых приборов и установки не предусмотренных конструкцией элементов. Фактически это можно считать разрешением на применение бесцветных защитных плёнок для фар. Но любителям незаконного тюнинга не стоит считать, что теперь можно тонировать фары или заклеивать их цветными плёнками, – требований к цвету сигналов торможения и поворота, а также запрета на цветные огни в передней части машины никто не отменял.
На техосмотре больше не будут проверять наличие зазора в тягово-сцепном устройстве, приводящего к самопроизвольной расцепке. Также эксперта не будет волновать соответствие размеров сцепных устройств требованиям техрегламента.
Сквозь пальцы будут также смотреть на правильность установки номеров. Это, например, облегчает жизнь владельцам редких автомобилей, у которых впереди нет штатной площадки для крепления номерного знака. Однако исключение этих проверок из техосмотра не влияет на необходимость соблюдения требований расположения и крепления номеров, а также их наличия – за нарушение правил установки номеров, их сокрытие, изменение, отсутствие и другие вольности по-прежнему будут штрафовать.
По сути, из перечня обязательной проверки исключили неисправности, которые вовсе не влияют или незначительно влияют на безопасность дорожного движения.
Убирая одно, эксперты включили в обязательные пункты другое, например, проверку герметичности впускного коллектора или утечку выхлопных газов в обход выпускной системы, которая, в свою очередь, объединяет в себе выпускной коллектор, глушитель, катализатор.
Как объяснили на одном из пунктов осмотра города, изменения вовсе не означают, что можно предоставить машину неподготовленной. Помимо того списка пунктов, который указан в диагностической карте, специалисты руководствуются и требованиями технического регламента. Все автомобили также должны соответствовать прописанным в нём нормам безопасности.