В ПРОШЛОМ году исполнилось 75 лет скорой медицинской помощи Магнитогорска. В нынешнем у службы тоже юбилей – десять лет самой молодой подстанции скорой помощи, расположенной на юге города. О том, почему она была создана и чем живет сейчас – разговор с заведующей Ольгой АЧКАСОВОЙ.
– Раньше в городе было три подстанции: на Галиуллина, 16. Пугачева, 4 и Шоссейной, 1. Огромный жилой массив Коробова–Калмыкова–Сиреневый требовал приближения, чтобы мы быстрее добирались на вызовы. Поэтому стратегическое решение о создании новой подстанции продиктовано жизнью. Летом 1998 года в здание по улице Коробова, 18, переехали восемь линейных суточных бригад: шесть фельдшерских, две врачебные, одна из них педиатрическая. Сейчас наша подстанция № 1 обслуживает четверть всех вызовов скорой помощи: сто с лишним в сутки. Получается, на каждую бригаду приходится 14–15 вызовов, а в выходные и праздники – до 20.
– Сколько скорая должна ехать на вызов?
– Норма по России – двадцать минут, но в Магнитке дислокация подстанций такова, что мы едем не дольше пятнадцати. Среднее время – десять, бывает, доезжаем и за пять, и за две... Сложности возникают, когда наплыв вызовов и все бригады заняты. Тогда время ожидания может увеличиться. Случается, в час пик трудно доехать – транспорта на дорогах все больше, поэтому проблема все актуальнее. Еще одно препятствие – подъездные двери без домофонов. Когда диспетчеры принимают вызов, один из стандартных вопросов: как нам зайти в подъезд?
– Национальный проект «Здоровье» вашу подстанцию затронул?
– Как и городскую службу в целом, ведь нацпроект уделяет внимание именно первичному звену. Главная радость – сменили автопарк. Когда раньше на разбитом «УАЗике» приезжали, пациенты, бывало, отказывались ехать: мол, мы следом на своей машине. Плюс опасность, что старая машина сломается, придется вызывать другую бригаду. А сейчас машины новенькие, современные. И больного в нормальных условиях доставишь в стационар, и сотрудникам комфортнее, что тоже немаловажно. Я сама пятнадцать лет в бригаде проработала и знаю, что такое зимней ночью садится в холодную машину. А здесь в кабине намного теплее, сотрудники стали меньше болеть. Кстати, машины пришли оборудованные: электрокардиографы, дыхательная аппаратура, глюкометры… Приведу один пример – старый набулайзер для лечения бронхиальной астмы весил десять килограммов, да и его внешний вид не ласкал взгляд. А если нести на пятый этаж, потом назад в машину… Или сейчас – легкий аппарат: и пользоваться удобно, и у больного больше доверия. Сегодняшняя скорая помощь оснащена современной аппаратурой.
– Это облегчает работу?
– С одной стороны, да. С другой – дополнительные требования. Сотрудник обязан владеть современными методами обследования и диагностики. Постоянно обучаем фельдшеров кардиографии. Осваиваем метод дистанционной электрокардиографии: с помощью кардиофона можно записать кардиограмму у постели больного и передать в центр, где кардиолог прочитает ее и сообщит фельдшеру тактику и рекомендации по оказанию помощи. В планах – приобрести кардиофоны для каждой бригады. Оснащение скорой помощи оборудованием – забота главного врача скорой помощи Ольги Антоновой.
– Выходит, сотрудники постоянно должны обучаться «без отрыва от производства»?
– Причем ежедневно. В бригаде два человека – первый и второй номера. Второй – помощник, учится у первого – своего наставника. Кроме постоянного обучения – постоянный контроль. Я просматриваю на рапорте карты вызова – контролирую правильность заполнения документов, обоснованность поставленного диагноза, полноту проведения обследования, адекватность лечения, выбор тактики... После смены у сотрудников есть возможность и спросить, и отчитаться.
Постоянный обмен опытом происходит на разных уровнях. Взгляните на доску объявлений – сегодня врач-педиатр нашей подстанции Людмила Соколова провела занятие на тему «Лихорадка у детей. Фебрильные судороги». Выступают ведущие специалисты города: хирурги, пульмонологи, травматологи, инфекционисты…
– Работа на скорой десять лет назад и сегодня отличается?
– Вызовов стало больше. На две ставки уже никто не работает – это физически невозможно. Такую нагрузку не каждый выдержит, у нас очень много молодых. Многие, приобретя опыт, уходят в здравпункты. А на скорой опыт работы, навыки оказания экстренной помощи получаешь очень быстро. Специфика нынешнего времени: увеличение количества ДТП, «криминальные» вызовы – ножевые и огнестрельные ранения, вызовы к наркоманам. Передозировка приводит к остановке дыхания, больной тяжелый, а работать приходится где-нибудь в подъезде, вокруг толпа... У нас работа некабинетная, много стрессовых ситуаций.
– Какими качествами должны обладать сотрудники скорой?
– Во-первых, профессионализм. Ты приехал на вызов – рядом нет советников, узких специалистов. Но ошибиться нельзя. Во-вторых, нужно быть целеустремленным, постоянно развиваться, стремиться овладевать новыми методами. И конечно – не обойтись без добросовестности и любви к людям.