Но увы: начальник жилищно-коммунального управления городской администрации отписал наше обращение своим подчиненным. То ли в самом деле не до интервью руководителю одного из самых хлопотных и наиболее критикуемых хозяйств города, то ли просто Константин Иванович «не в теме»… Впрочем, человек, которому поручено ответить на наши вопросы по долгу службы, компетентен как никто другой. Наш собеседник – начальник отдела реформирования ЖКХ Радик ГАЛЕЕВ .
– Радик Рафаэльевич, не совсем понятны цели акционирования двух крупнейших жилищных ремонтно-эксплуатационных управлений города.
– Как раз здесь, на мой взгляд, все понятно. Статус муниципальных предприятий не позволяет ЖРЭУ вступить в полной мере в рыночные отношения. Ведь МУПы сейчас не способны ни принять инвестиции со стороны коммерческих структур и внешних организаций, ни самостоятельно выстраивать финансовую политику. У акционерного общества гораздо больше возможностей для зарабатывания денег.
– Вы говорите о возможности в одностороннем порядке увеличивать тарифы для населения?
– Нет. Тарифы на газ, воду, электричество, отопление согласовываются с единым тарифным органом по области. В нашей сфере недопустима никакая отсебятина.
– Вы сами говорите о финансовой самостоятельности этих предприятий. Каким же образом им зарабатывать деньги, если нет возможности поднимать тарифы?
– Я говорю о финансовой самостоятельности, которую дает им закон «Об акционерных обществах». Но, по сути, все хозяйство по-прежнему будет в ведении муниципалитета, так как сто процентов акций останется у городской администрации.
– Но ведь это только на первом этапе сто процентов остается у муниципалитета. А дальше акции поступают в свободную продажу…
– Не думаю, что городские власти отдадут контрольный пакет акций внешнему участнику. Муниципалитет не позволит произойти такому. Город должен быть уверен, что коммунальные услуги населению оказывают качественно и в полной мере.
– И все же это возможно?
– Теоретически возможно все, включая и то, что МУПы просто разорятся или станут большой обузой для городского бюджета, если не перейдут на рыночные рельсы.
– Никак не могу понять, откуда свалятся деньги на ЖРЭУ после акционирования, если они больше не будут обузой для бюджета, не смогут увеличивать тарифы, более того, еще и смогут оплачивать аренду коммуникаций, которые останутся в городской собственности? Что сейчас мешает им зарабатывать?
– Я уже говорил, что у муниципального предприятия гораздо меньше возможностей для заработка, чем у акционерного общества. В этом и суть предстоящей приватизации. Собственник сможет эффективней строить штатное расписание, активнее использовать возможности той техники, что находится у него на балансе. Вариантов масса. Это уже будет головная боль руководства акционерных обществ. К тому же, у них появится стимул хорошо работать, чтобы не давать повода плодиться конкурентам.
– То есть в числе прочих мер новый собственник запросто сможет перекроить штатное расписание, уволить половину дворников и слесарей, а оставшихся заставит работать с удвоенной энергией?
– Да. И я не вижу в этом ничего страшного. У нас сейчас некомплект дворников составляет порядка 40 процентов. Кто пойдет на их смешные деньги? Тем временем есть ответственные люди, которые и сейчас работают за троих. И поднять им зарплату до достойного уровня – святое дело. В акционерном обществе это сделать будет куда проще, чем в МУПе.
– А лично вы абсолютно уверены, что акционирование не похоронит наши ЖРЭУ и не оставит половину правобережья без коммунального обслуживания?
– Как можно быть уверенным на сто процентов, если это наш первый опыт? Мы ориентируемся только на тот путь, который прошли аналогичные управления в других городах и успешно работают в новом статусе. Мы учитываем и их удачи, и их просчеты. Однозначно уверен лишь в том, что городские власти будут курировать эту сферу так же плотно, как и сейчас. К тому же, чтобы исключить любой риск, мы сейчас намеренно не стали привлекать к акционированию проблемные ЖРЭУ, а остановили выбор на самых успешных.