БЕЗ ОЧЕРЕДЕЙ В РОССИИ НИКАК: раньше мы стояли в магазинах, теперь – в пробках. Причем не обязательно автомобильных. Столпотворение может возникнуть где угодно. Душные учреждения, забитые озлобленными людьми – паспортные столы, поликлиники, налоговые службы, домоуправления, банки, отделения почтовой службы, вмиг могут превратиться в кошмар.
Многочасовые ожидания в очередях кого угодно выведут из душевного равновесия…
Где чаще всего теряют магнитогорцы время, нервы, силы и хорошее настроение? В каких учреждениях возникают самые большие заторы в коридорах? Редакция «Металла», не претендуя на научность исследования, недавно попыталась выяснить это. На сайте нашей газеты в Интернете был проведен опрос, итоги которого «обозначили» главные «точки раздражения».
Итак, места столпотворений в Магнитогорске.
МЕДИЦИНСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Что происходит?
Больше всего магнитогорцам приходится стоять в очередях в медицинских учреждениях. Более половины наших респондентов выбрали именно «медицинский» вариант ответа. Удивительного в этом ничего нет. Попасть к нужному врачу в любой поликлинике города, даже при наличии у рядового клиента не только «обязательной», но и «добровольной» медицинской страховки, без очереди практически невозможно. Больные (!) люди проводят в ожидании не один час, а то и весь световой день. По соседству с ними «коротают» время здоровые, которым порой в вожделенный кабинет нужно попасть всего-то на минуту-другую…
Медики с этой проблемой практически не борются, даже напротив, усугубляют ее, внося собственную «лепту». В одной из поликлиник города, например, «придумали» так называемый доврачебный кабинет, в который стали направлять всех клиентов, даже если они не нуждаются в медицинской помощи. Коридорные пробки получили новый «виток»…
Как исправить ситуацию?
Без вмешательства страховых компаний, где граждане покупают полисы обязательного и добровольного медицинского страхования, проблему не решить. Пока медицинские учреждения не почувствуют «страхового надзора», стимула к улучшению ситуации у них попросту не будет. «Бешеные» очереди в поликлиниках положительно влияют на пресловутую медстатистику и остаются проблемой только для клиентов, но никак не для медицинских работников.
МРЭО ГИБДД
Что происходит?
– Форменное издевательство над автолюбителями, – как метко заметил магнитогорец, проведший в МРЭО весь рабочий день, но так и не дождавшийся своей очереди.
Как исправить ситуацию?
Замученный очередями в местном МРЭО, житель Екатеринбурга Сергей Пильщиков как-то оспорил нормы регистрации транспортных средств в Верховном суде. В документе он без обиняков сообщил, что сотрудники ГИБДД ограничили его «конституционное право на достоинство личности, заставляя проводить сутки в очередях, в поездках в МРЭО и хождении в РУВД и прокуратуру». Дело получило такой резонанс, что «ответчики» даже готовы были пойти на некоторые уступки автолюбителю, лишь бы он отозвал свое заявление из Верховного суда.
Может, магнитогорские водители изобретут новые радикальные способы решения проблемы очередей в МРЭО?
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Что происходит?
Чиновники, по прихоти которых возникают очереди в государственных учреждениях, по-прежнему заботятся только о своем благе. Типично это не только для Магнитогорска – для любого города России. Чиновник часто не чувствует грани, за которой начинается превышение данных ему законом полномочий. Этот недостаток порой усугубляется непреодолимым желанием покуражиться над человеком, показать свое «превосходство», заставить его «играть» по своим правилам.
Как исправить ситуацию?
Менталитет российского чиновника, не меняющийся, по сути, уже несколько столетий, вряд ли удастся «сломать» в ближайшем будущем. Но «шумнуть за справедливость» никогда не помешает. Иногда достаточно одного возмущенного или юридически «подкованного» посетителя, чтобы многочасовая очередь вдруг стала «рассасываться» на глазах.
БАНКИ
Что происходит?
Несмотря на усилия финансовых учреждений, проблема очередей в отделах вкладных операций некоторых банков в Магнитогорске по-прежнему остается острой. Не улучшает ситуацию даже «электронизация» процесса выдачи денег клиентам с их индивидуальных счетов.
Как исправить ситуацию?
Положительный опыт в городе уже есть. В отделении Кредит Урал Банка по Карла Маркса, 103, несмотря на ежедневный огромный наплыв клиентов, проблема очередей снята с повестки дня.
У входа в зал отдела вкладных операций стоит специальный аппарат. Клиенту нужно нажать кнопку, чтобы аппарат выдал «билетик» с указанием «времени прибытия» и индивидуальным номером. После этого вкладчику даже в зале ожидания не обязательно находиться. Достаточно изредка заходить и поглядывать на электронные табло над окошечками касс: как только на одном из них загорится нужный номер, значит, очередь подошла.
МАГАЗИНЫ
Что происходит?
Тотальный дефицит, столь знакомый жившим в советскую эпоху магнитогорцам, исчез как явление. Но очереди в магазинах нет-нет да возникают. Причины – самые разные: неожиданная дешевизна какого-то товара, нерасторопность продавца или кассира, медлительность покупателей… Иному нашему человеку без очереди – не жизнь. Помните юмористическую интермедию, многократно показанную по телевидению: «Открывает кошелку, достает сумочку. Закрывает кошелку, открывает сумочку, достает кошелек. Закрывает сумочку, открывает кошелек, достает деньги. Закрывает кошелек…» Именно так ведут себя порой магнитогорцы в очереди в продуктовом магазине, а в результате создают мощнейший затор.
Как исправить ситуацию?
«Будьте взаимно вежливы» – этот лозунг советской эпохи, адресованный продавцам и покупателям, для решения проблемы очередей в магазине подходит как нельзя кстати. Если эгоистичность некоторых людей останется за пределами торговой точки, очередей в ней явно поубавится.
НАЛОГОВЫЕ ИНСПЕКЦИИ
Что происходит?
Магнитогорцы, как и все россияне, давно привыкли к тому, что «под» визит к налоговому инспектору надо брать отгул, а то и вовсе краткосрочный отпуск за свой счет. Чтобы получить заветную бумажку или сдать декларацию, горожанам порой приходится несколько раз навещать налоговую инспекцию, да еще тратить на каждый визит целый день.
Как исправить ситуацию?
Пора, наверное, налоговикам повернуться лицом к людям, для которых они, собственно, и работают. Электронные декларации, увеличение времени обслуживания клиентов с «прихватом» вечерних часов и выходных дней, доброжелательность налогового инспектора к каждому клиенту, отказ от раздраженных выкриков типа «Вас много, а я одна» – все это должно стать обыденным явлением. Иначе налоговая служба, как и прежде, будет пользоваться злой популярностью в народе.
В одиночку бороться с очередями нереально. Редакция «ММ» предлагает своим читателям делать это вместе. Смысл идеи не в том, чтобы бичевать магнитогорских начальников и работающих по старинке чиновников, а в том, чтобы с помощью читателей предложить пути решения проблемы. Аналогичные газетные акции в других городах принесли положительные результаты.
Если у вас есть примеры удачной борьбы с очередями в нашем городе, расскажите о них. Пишите нам, звоните, оставляйте сообщения на сайте «ММ» в Интернете.