ГЛЯДЯ НА ХРУПКИЕ, изящные фигурки, трудно поверить, что каждая из них, перед тем как обрести законченный вид, прошла через горнило гончарной печи.
Стихия, которая несет смерть всему живому, в невзрачную глину, наоборот, вдохнула жизнь. В этом нехитром акте бездна символики, можно вспомнить что угодно: от восстающей из пепла птицы Феникс до ожившего Голема. Да и прародитель всего человечества Адам был сотворен именно из глины. Наверное, любой мастер, создающий собственными руками подобные чудеса, в душе должен быть философом и поэтом…
Для преподавателя МаГУ Татьяны Саляевой керамика – это хобби, ставшее профессией. Еще в детстве, в пионерском лагере, она записалась в художественный кружок, где с удовольствием лепила из глины разные поделки. Больше всего ей нравилось то, что можно самой из любого бесформенного комка материала сотворить вещь, глядя на которую люди будут радоваться. А еще хотелось когда-нибудь самой стать руководителем такого кружка. Так что проблем с выбором будущей специальности не было – впереди ее ждал худграф. И оказалось, что исполнить свою мечту легко, надо только твердо идти по однажды намеченной дороге.
Студенческие годы Татьяна даром не теряла. Осваивая тонкости своей специальности на лекциях и семинарах, параллельно воплощала в жизнь заранее намеченные планы. В Доме юных техников ММК до сих пор вспоминают эту студентку с горящими глазами, возглавившую детский кружок керамики. Казалось, проблемы совмещения учебы, работы и творчества для нее просто не стояло – пауз в ее ритме жизни не было.
После окончания вуза целый год Татьяна Саляева проработала в собственной студии, создавала свои маленькие шедевры, учила ребят искусству керамики. Понемногу у нее дома стала собираться коллекция лучших работ в жанре народной глиняной игрушки – что-то осталось со школьных времен, что-то добавилось уже потом. Ее произведения неоднократно выставлялись в Магнитогорской картинной галерее и в музее Московского педагогического университета. Подобные изделия требуют соблюдения веками проверенного канона, то есть личность автора вроде бы не важна. Но это правило не категорично: любую игрушку можно дополнить своими штрихами. Ведь это точно такой же вид искусства, как живопись или музыка, а значит, анонимность здесь неуместна, считает Татьяна. Поэтому ее фигурки несут отпечаток личных пристрастий мастера.
А пристрастие она, родившаяся под огненным знаком зодиака, в созвездии Льва, питает именно к пламени. Подсвечники, светильники – все, что имеет отношение к «обжигающей» стихии, делает сама. Излюбленный мотив в игрушках – гордый конь с длинной шеей и на высоких ногах. Конь-огонь, как она сама ласково называет своего любимца, занимает почетное место в ее домашней коллекции. От говорящей символики здесь никуда не деться, помните птицу Феникс и Адама? Не сразу и поймешь, любовь к огню когда-то заставила Татьяну по-особому взглянуть на глину или, наоборот, первопричина таких симпатий кроется в таинстве керамики. Хотя, наверное, здесь все сошлось одно к другому просто потому, что иначе быть не могло. В детстве и юности работают необъяснимые законы интуиции, а время задумываться над историей и философией избранного искусства пришло позже – через год после защиты диплома.
В аспирантуру Московского педагогического университета Татьяна Саляева отправилась изучать народное искусство и глиняные игрушки. За всем знакомыми дымковскими или каргопольскими поделками стоят века истории, истоки их уходят в языческое прошлое. Свистульки, которые сейчас служат забавой для детей, впервые появившись, носили культовый характер. А в филимоновской игрушке, как полагают ученые, вообще отражены древние представления славян о мироздании. Да и практические стороны этого промысла нужно было постигать не менее основательно: у каждого изделия своя уникальная технология. Нельзя ошибаться ни в выборе глины, ни в составе красок, а уж особенностей росписи просто не счесть.
В эти годы учебы вновь дал о себе знать «огненный» характер Татьяны – она успевала все: штудировала книги, ездила по Подмосковью, изучая творчество народных мастеров, что называется, на местах. А еще требовало времени и ее новое увлечение – фарфор. Это тоже разновидность керамики, но совсем другая ее ветвь со своими отдельными законами и совершенно иной историей. Как было упустить случай и не побывать в знаменитой Гжели или на не менее известном фарфоровом заводе в Вербилках?
А ведь, кроме того, Татьяна преподавала в аспирантуре, вела дипломников, участвовала в научных конференциях. Трудностей как будто не чувствовала, напротив, активная деятельность «на всех фронтах» позволяла ей легко адаптироваться к новой среде и к новым задачам. И, вернувшись в Магнитку, своему стилю жизни она не изменила.
Сразу после защиты кандидатской диссертации Татьяна Саляева вновь оказалась на родном худграфе, теперь уже в качестве преподавателя. Должность доцента на кафедре декоративно-прикладного искусства стала значимой ступенью в ее профессиональной карьере, но именно – ступенью. Уже через несколько лет ей предложили возглавить кафедру художественного проектирования. Как выяснилось, специалист по керамике прекрасно разбирается и в графике, и в колористике. Сменив глиняные игрушки на бумажные буклеты и проспекты, Татьяна легко, как она это умеет, вошла в курс дела, на ходу вникая в секреты дизайна и рекламных технологий. Кафедра под ее руководством стала гордостью худграфа.
Сегодня Татьяна Саляева – помощник проректора по науке, возглавляет научно-исследовательскую структуру МаГУ. Она немного жалеет, что не успела исполнить все задуманное на предыдущей должности, но и на новом месте скучать не собирается. Груз ее интересов и обязанностей для другого оказался бы непосилен, а она несет его с удовольствием. Не как ломовая лошадь. Как любимый ею Конь-огонь.