Маршрут - одиннадцать километров в одну сторону: от поселка Щитовые до заводоуправления - и обратно. После лошадей - основного вида "непешего" передвижения в городе тех времен - трамвай для магнитогорцев в тот день стал первым и по сию пору основным наиболее доступным видом транспорта. Только в премьерный день от дома до работы и обратно первый трамвай доставил больше 15 тысяч магнитогорцев. В те дни строители города жили в палатках, мимо которых двигались городские железнодорожные вагоны. Между тем Магнитогорск вошел в первую тридцатку городов молодого Советского Союза, где были проложены трамвайные пути. Для справки: в 1935 году в Москве электрический трамвай появился 36 лет назад, а в Челябинске, которому на тот момент было без малого 200 лет, этот вид общественного транспорта появился всего три года назад.
С тех пор Магнитка с честью несет звание одного из самых "трамвайных" городов страны: во-первых, за годы работы трамваи перевезли более семи с половиной миллиардов человек - это на 20 процентов больше населения всей планеты. Из более приземленных, но не менее впечатляющих результатов: по протяженности трамвайных путей Магнитка стоит на третьем месте в стране, причем после обеих столиц - Москвы и Санкт-Петербурга. Для сравнения: маршруты столичного метро всего на 80 километров длиннее магнитогорских трамвайных рельсов. "Бронзу" среди российских городов держит местный электротранспорт и по транспортному составу: 300 вагонов, из которых ежедневно на 32 маршрута выходят 139 трамваев. Если же длину трамвайных рельсов "разложить" на количество горожан, то Магнитогорск выйдет на первое место не только в России, но и бывших республиках Советского Союза.
Несмотря на весомые достижения, сегодняшние дни магнитогорского трамвая нельзя назвать золотым периодом - уровень перевозок по сравнению с советскими временами упал с семидесяти процентов до двадцати. Пассажиры пересели в более продвинутое и быстрое маршрутное такси. Но с появлением многокилометровых пробок трамвай снова набирает обороты в предпочтении горожан. Правда, замощение городских магистралей привносит весомый минус - автовладельцы теперь рассматривают ставшее удобным для передвижения трамвайное полотно как полосу для собственного движения, так что пробки выстраиваются и на рельсах. Однако ровно половина магнитогорцев вновь стали приверженцами трамваев, которые в желании соответствовать требованиям времени тоже стали более современными. Так, двухвагонные составы на менее востребованных маршрутах заменили одновагонки. Появилась возможность, не закупая новый подвижной состав, увеличить количество маршрутов или сократить интервал движения вагонов в рамках одного маршрута.
Лихолетья переходного периода до сих пор сказываются. Страшные времена, когда руководство города подумывало о закрытии треста "Электротранспорт", конечно, миновали, однако по сей день предприятие дотируется городским бюджетом не менее чем на 130 миллионов рублей в год. Проектов по реанимации прибыльного существования городского трамвая много - от размещения рекламы на вагонах до глобального нововведения - проекта "Метро". Только пока финансовых результатов не видно. В других городах дела обстоят еще более печально - десятки муниципальных образований просто закрывают трамвайные хозяйства и разбирают рельсы на металлолом. Несмотря на слухи ликвидировать трамвай и в Магнитогорске, позицию местных властей еще в прошлом году озвучил глава города Евгений Тефтелев: "Даже если составы будут возить по одному человеку, трамваи будут работать - потому что это нужно городу".
В день 78-летия магнитогорского трамвая торжества в электротранспортном отделении "Маггортранса" были более чем скромные: коллектив собрался в актовом зале буквально на полчаса. Дамы - а их в трамвайном хозяйстве львиная доля - в нарядных платьях, мужчины - в костюмах с галстуками. Водитель составов Правобережного депо Татьяна Зайцева смущенно стоит перед дверью: "Да я в робе - неудобно!" Она в числе награжденных, которым сегодня председатель городского Собрания депутатов Александр Морозов и заместитель главы города по городскому хозяйству Олег Грищенко вручают благодарственные письма губернатора Челябинской области, а также Почетные грамоты городской администрации и городского Собрания. За своим наградным листком и скромным букетом она выходит прямо в фуфайке, теплых штанах и бурках, после быстрым шагом направляется к выходу, мимоходом отвечая на вопросы журналистов: "Я на маршрут - горожане ждут!" Так, в рабочем ритме, магнитогорские трамвайщики встретили очередной день рождения. Они нужны городу - значит, работа будет. Это и есть их главный подарок.
Интересный факт Водитель одного из трамваев Екатеринбурга завел блог в Твиттере - правда, говорит с читателями он от имени самого трамвая. Целью присутствия в глобальной сети автор изначально видел оповещение населения крупнейшего уральского города о заторах на дорогах, дорожно-транспортных происшествиях и других неприятностях, усложняющих движение. Однако с первых дней интерес екатеринбуржцев к трамваю-блоггеру сразу же начал расти - его страничку в Твиттере посещают тысячи человек ежедневно. Читатели оставляли комментарии и задавали вопросы - пришлось отвечать. Так из повествовательного жанра пришлось трамваю перейти в жанр критического репортажа: блоггер делает фотографии из водительской кабины и сразу размещает их в Твиттере. Особой популярностью пользуются фото автомобильной пробки, выстроившейся прямо на трамвайных путях, а также трактора, выехавшего поперек дороги на запрещающий сигнал и перекрывшего движение, и машины ГИБДД, которая с целью объехать пробку спокойно движется на полосе "под кирпичом". Задают блоггеру и критические вопросы: к примеру, насколько безопасно могут чувствовать себя пассажиры столь "продвинутого" трамвая. На это блоггер отвечает, что все свои фото делает не в движении, а исключительно на остановках, под красный сигнал светофора или стоя в заторе. Настоящее имя автора популярнейшего в Екатеринбурге блога пока не известно - автор предпочитает сохранить анонимность, но подчеркнул, что сразу раскроет себя, как только руководство одобрит его инициативу. И предпосылки к благосклонности начальства есть: по признанию читателей, оставляющих свои комментарии к "твитам" трамвая, после посещения странички они стали внимательнее относиться к трамваям как полноправным участникам дорожного движения и теперь стараются не нарушать правила. Во-первых, совесть проснулась, а во-вторых, вдруг таинственный блоггер окажется рядом и сделает ваше авто и вас самого героем очередного фото. |