В этом году День защитника Отечества запомнился магнитогорцам и жителям всего Южного Урала не только праздничным настроением, но и сильнейшей пургой, растянувшейся на несколько суток, перекрывшей город и заблокировавшей тех, кто был в пути и не успел доехать до пункта назначения, прямо на дороге посреди степи. Личные автомобили, автобусы, арендованные для перевозки детей на хоккейный турнир, туристические минивены и даже рейсовые автобусы – все в условиях нулевой видимости из-за обильного снегопада, ураганного ветра и слишком быстрого наметания на дороге перемётов оказались в плену снежной стихии и не могли продолжить движение.
Тем, кому повезло встретить на дорогах дежуривших росгвардейцев, эмчеэсовцев или представителей службы ГИБДД, были сопровождены в пункты временного размещения, открытые в ближайших магазинах, кафе или в помещениях школ расположенных неподалёку сёл. Те, кто остался на дороге один на один с бедой, могли только писать отчаянные посты в городские социальные сети, благо сильнейший буран не оказал особого влияния на качество интернет-связи там, где она была. Потому что сугробы за считанные минуты покрывали автомобили выше крыши, а с собой у людей, отправивившихся, казалось бы, в обычный путь с Банного, из Абзаково, Аскарово или того же Челябинска домой, с собой не было ни лопат, ни дополнительной тёплой одежды, ни даже запасов воды и пропитания. У многих закончился и бензин, потраченный на обогрев салонов, ведь у большинства путников в автомобилях были и дети.
Чуть ли не сразу после того, как люди начали просить о помощи, в магнитогорской группе джипперов «4X4.mgn» началась «движуха»: ребята предложили тем, кто может, ехать на выручку людей. Просить помощи, в том числе финансовой, у компаний и благотворителей времени не было: джипперы на собственные деньги наполняли все свободные канистры бензином, а термосы – горячим чаем или кофе, нарезали бутерброды, покупали булочки, пирожки и прочую еду, собирали из дома и по знакомым тёплую одежду и пледы, чтобы максимально быстро выехать на помощь землякам, оказавшимся в беде.
Небольшое отступление: группа «4X4.mgn» объединила не просто владельцев внедорожников, а любителей автомобильно-туристического экстрима: рабочие комбината, инженеры ММК и других предприятий, предприниматели и работники охранных организаций, профессиональные спасатели и железноджорожники – их объединили не социальный статус и материальное положение, а непреодолимое желание погонять всем вместе по крутым горам, пересечь водоём прямо по воде глубиной «вам по пояс будет», преодолеть глухое российское бездорожье, в том числе из-за снежных сугробов, и прочие «мальчишечьи» радости. Потому автомобили, будь то скромная «Лада-Нива», брутальный «УАЗ-Патриот» или навороченный «Лэнд Крузер-200» последней модели, подготовлены к такому образу жизни усиленными подвесками и прочими экстремальными «фишками», а в багажнике всегда наготове мужской дорожный набор, в котором и лопата, и лебёдка, и другие немаловажные в трудных условиях инструменты.
«Побочным» явлением такого активного образа жизни является готовность помочь всем, кто столк-
нулся с проблемой на дороге.
– Ну а как проедешь мимо, когда увидел, что машина в кювет слетела, а у тебя всегда в багажнике всё, с помощью чего можно выручить? – говорит Владимир Филиппенко. – Естественно, останавливаешься, разворачиваешься и помогаешь, а как иначе?
Ещё восемь лет назад Владимир Филиппенко был мотоциклистом – смеётся: экстремалом в «лёгком весе». Но, проехав как-то с джипперами по горам, тоже заболел «тяжёлыми покатушками», в 2013-м приобрёл свой первый джип – и понеслось. О том, что отправится выручать коллег по рулю, даже не задумался – пожимает плечами: это на легковушке в буран не проехать, а у внедорожников возможностей больше, почему бы не поехать и не помочь? Супруга Катя, как всегда, была рядом – на пассажирском сиденье.
– Жена всегда со мной, она мой штурман, – улыбается, прижимая к себе за талию Катю. – Выехали из города – а там, как говорится, не дороги, а направления. Сугробы огромные, трассу не видно, всё бело, местами едешь, где грейдер полосу прочистил, а сугробы наметены уже выше самих автомобилей. Легковушки – где брошенные, где ещё с людьми – целиком снегом заметены, их даже не видно было. А мы как? Да у нас машины – звери (смеётся). Где можно – так едем, если сугробы сильные, колёса приспускаем – и дальше. Нет, развернуться и вернуться даже мысли не было. Тем более, мы же все вместе.
Это правда: чтобы самим не оказаться в плену бурана, решили продвигаться небольшими группами – по две-три машины в одном направлении. Так за два дня ребята – а в спасении людей во время бурана приняли участие по разным подсчётам от 60 до 90 человек – «окучили» и башкирские направления, и верхнеуральское, и агаповское, и сибайское, и челябинское. Откапывали машины, тащили лебёдками те, что не поддавались лопатам, убирая их с дорог, чтобы дать возможность работать снегоуборочной технике, отпаивали замерзающих снежных пленников водой и горячим чаем, кормили, буксировали автомобили до автозаправочных станций или заливали водителям бензин, если заправки были далековато, чтобы сэкономить время на поиск новых пострадавших.
– Были машины, которые после того, как мы откапывали или вытаскивали лебёдкой, могли сами двигаться дальше, с нашим сопровождением или даже без него, но много было и тех, кто мог двигаться только после того, как грейдер почистит этот участок дороги, – рассказывает участник акции спасения Антон Коржавин. – Такие свои машины оставлять не хотели, но просили подбросить до города жён и детей.
В помощи нуждались не только те, кто застрял на дороге, но и те, кого удалось разместить в пункты временного содержания. Школы для пострадавших, конечно, открыли, да вот о еде и питье так скоро, разумеется, позаботиться просто не успели. Стоит ли говорить, с какой радостью встретили «пленники» подоспевших к ним джипперам – с бутербродами, водой, чаем и предложением довезти до оставленных автомобилей или вообще – до города. Первая ли столь масштабная самоорганизованная акция, в которой участвуют джипперы? Ребята пожимают плечами: да как сказать...
– У нас на уровне внутренней культуры – всегда помогать на дорогах, – говорит участник группы «4X4.mgn» Антон Кравцов. – Бывали и коллективные мероприятия, но гораздо более скромные, наверное. Просто такой буран, который разыгрался 23 февраля, я не припомню, честно говоря. Поэтому быстро списались, собрались и поехали.
– Да нам в принципе в радость покататься, «коней» своих в действии проверить, – улыбается Владимир Филиппенко. – А тут ещё и по делу – вообще красота.
Депутат Государственной Думы РФ Виталий Бахметьев, узнав о поступке джипперов, пригласил ребят на встречу в свою приёмную. Он и сам мог попасть в буран: накануне возвращался с Банного, мог бы остаться на ночь, но решил вернуться в город. Утром 23 февраля, двигаясь при почти нулевой видимости к монументу «Тыл–Фронту» на митинг ко Дню защитника Отечества, десять раз порадовался, что успел вовремя домой. И потом, говоря с главами сельских поселений, слышал о масштабе разбушевавшейся стихии.
– Уж если в городе, в каменных джунглях ветер валил рекламные баннеры, срывал кровлю и сносил стеклянные входные конструкции торговых комплексов, то можно только представить, что творилось на загородных степных трассах, – говорит Виталий Викторович. – И то, что в такую погоду вы, не побоявшись, поехали спасать людей, помогать им, причём ни у кого ничего не прося в помощь для своей благородной миссии, конечно, дорогого стоит. Я тронут вашим благородством до глубины души. Это и есть следование высоким идеалам волонтёрского движения, которое сегодня набирает в стране большие обороты, и делается всё, чтобы организовать этот процесс наиболее эффективно. А здесь без централизованной организации обычная компания приятелей – вас ведь можно так назвать? – собралась и поехала, чтобы помочь совершено незнакомым людям. Действительно – по велению сердца. Это очень ценно. И спасибо вам за это.