На последнем заседании Магнитогорского городского Собрания депутатов одобрена программа приватизации муниципального имущества на 2009 год.
В перечне имущества, планируемого к приватизации, два муниципальных предприятия - "Лифт" и "Банно-прачечное хозяйство". С какой целью городские власти избавляются от них?
- Мы выполняем требование федерального закона № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления", принятого 6 октября 2003 года, - рассказывает заместитель председателя комитета по управлению имуществом горадминистрации Сергей ШНУРОВ. - В соответствии с ним в 2009 году заканчивается очередной переходный период, в рамках которого городские поселения, к которым относится и Магнитогорск, обязаны избавиться от несвойственных функций и оставить лишь имущество, необходимое для исполнения функций городских поселений и полномочий. Они предусмотрены тем же законом, и среди них нет обязанности ведения банно-прачечного и лифтового хозяйства. Ранее мы в соответствии с этим же законом приватизировали два муниципальных унитарных предприятия "ЖРЭУ-2" и "ЖРЭУ-3", а также МУП "Трансагентство".
- Как будет проходить процесс приватизации?
- На первом этапе они будут преобразованы в открытые акционерные общества, акции в полном объеме перейдут в собственность городской администрации. То есть, из муниципальной собственности выделим имущество, которым эти предприятия сейчас распоряжаются на правах хозяйственного ведения, передадим новым акционерным обществам, а взамен получим сто процентов акций. Подчеркну: имущество отчуждаем не частным лицам, а открытому акционерному обществу, единственный акционер которого - муниципалитет. Распоряжаться имуществом после преобразования сможет новое предприятие. Директоров акционерных обществ будет назначать глава города. По примеру уже акционировавшихся муниципальных унитарных предприятий в новых акционерных обществах создадут совет директоров, определяющий стратегию развития.
На втором этапе, который пока не прогнозируется, муниципальный пакет акций частично или полностью будет продан частному инвестору. Это перспектива двух-трех лет: все будет зависеть от успешности предприятия, его привлекательности для инвесторов. По сути, мы создаем юридические лица, наполненные активами, а затем продаем по выгодной цене, наполняя городской бюджет.
В приватизации муниципальных предприятий Магнитогорск далеко не пионер. Опыт регионов положительный - многие успешно решили проблему коммунальных организаций, бань и лифтового хозяйства. Не обошлось без ошибок, к примеру, предприятия не продавали, а передавали в аренду, арендаторы выжимали из них все соки и возвращали муниципалитету. Такой путь неприемлем. Поэтому мы остановились на реорганизации в акционерные общества.
- Что будет с тарифами?
- Пока акционерное общество будет муниципальным, все тарифы останутся в ведении городской администрации. Дальнейшая продажа предприятий произойдет с обременением: муниципалитет выставит условие сохранения профиля данного предприятия в течение определенного времени. Останется и социальная нагрузка. Пример: продажа кинотеатра "Современник" - мы выставили условие, что в течение года он сохранит свой профиль. Когда предприятия выйдут на рынок, тарифы будет диктовать рыночная ситуация.
- Задача акционерного общества - получение прибыли. Что говорит практика других городов - лифтовое хозяйство прибыльное?
- Безусловно. Это рентабельный вид бизнеса, постоянные денежные потоки. Если не брать во внимание последние два месяца, когда резко ухудшилась экономическая ситуация, горожане регулярно платили за обслуживание лифтов. Один из источников развития этого бизнеса - федеральный фонд реформирования ЖКХ, из которого поступают деньги, в том числе и на обновление и развитие лифтового хозяйства. В Магнитогорске действуют несколько предприятий, занимающихся монтажом, обслуживанием и ремонтом лифтов, причем не только пассажирских, но и грузовых, и не только в жилых домах, но и в больницах, других учреждениях и организациях. МП "Лифт" на городском рынке занимает долю в 97 процентов. После преобразования в акционерное общество это предприятие станет полноценным участником рынка. Лифты становятся современнее, эффективнее, естественно - обслуживать их затратнее. Но ценовую политику будет определять рынок.
- Когда произойдет реорганизация формы собственности двух муниципальных предприятий?
- В конце 2009 года зарегистрируем выпуск акций, которые зачислим на баланс городской администрации в 2010 году. Приватизация обоих предприятий, скорее всего, пройдет одновременно. Но фактически в статусе открытых акционерных обществ они приступят к работе в 2010 году. Задача муниципалитета - контролировать их дальнейшее развитие.
- Смогут ли в статусе акционерных обществ эти предприятия рассчитывать на поддержку регионального и федерального бюджетов?
- Механизма прямых дотаций для предприятий такой формы собственности нет. Но фонд развития ЖКХ продолжает финансировать капитальные ремонты домов, замену устаревших лифтов. Поэтому акционерное общество "Лифт" будет вправе участвовать в конкурсах подрядчиков, к примеру, на установку новых лифтов.
- Нет опасности, что после того, как муниципальное имущество перейдет в полное распоряжение новых предприятий, оно постепенно "растворится", а акционерное общество ликвидируется?
- На первом этапе, когда акции будут в распоряжении муниципалитета, это исключено. Рычаги контроля останутся у городских властей и в дальнейшем. Это не означает, что администрация будет ежедневно отслеживать рутинную работу акционерных обществ, но принципиальные решения не примут без согласования с муниципалитетом. Есть возможность зафиксировать в уставе обязанность перечисления доли прибыли в городской бюджет. Кроме того, в уставах пропишем ограничения руководителей по сделкам - их необходимо будет согласовывать с советом директоров. Такая норма работает в ОАО "ЖРЭУ-2", ОАО "ЖРЭУ-3" и ОАО "Трансагентство". Но главная задача муниципалитета - сделать все акционируемые предприятия эффективными, приносящими прибыль.
- Если бы того не требовал закон, встал бы вопрос о приватизации муниципальных предприятий?
- Считаю - да. Причем с финансовой точки зрения. Возьмем предприятие "Лифт": в городе есть обширный рынок, на котором можно зарабатывать. Услуга лифта стабильно востребована. С другой стороны, граждане не почувствуют изменений - им не важно, кто обслуживает лифт, главное - качество. Что касается банно-прачечного хозяйства, то у городского бюджета нет возможности развивать его. И опять-таки, этот рынок активно развивается - зачем упускать возможность? Но о социальной нагрузке, которая будет возложена на потенциального собственника, мы не забываем.