СТАТЬЯ «Девятнадцатую – ликвидировать», опубликованная в «Магнитогорском металле» 26 апреля, достаточно остро и эмоционально поднимает вопрос о целесообразности реформы школы № 19 путем слияния ее с лицеем при Магнитогорском государственном университете. Вопрос этот, затрагивающий судьбы сотен детей, и не только учащихся школы № 19, но и учащихся лицея при МаГУ, должен и может обсуждаться в более спокойном и деловом русле, без нагнетания эмоций и поиска «врагов народа». Поэтому через газету хочу разъяснить нашу позицию.
Во-первых, лицей при МаГУ не является структурным подразделением университета. Это такое же муниципальное образовательное учреждение, как и любая другая городская школа, реализующая программы углубленного изучения различных предметов. Единственной отличительной особенностью лицея является то, что на базе именно этой школы университетом развернуты подготовительные курсы, реализующие дополнительные (сверх основного учебного плана) образовательные программы по различным дисциплинам строго по желанию учащихся и их родителей. Основные же образовательные программы, соответствующие государственному образовательному стандарту, в полном соответствии с Российским законодательством являются бесплатными для всех учащихся лицея. Дополнительная оплата осуществляется только родителями лицеистов, выбравших тот или иной цикл дополнительных образовательных услуг.
Все учащиеся школы № 19, не желающие получать дополнительное образование в лицейских классах, будут обучаться в общеобразовательных классах по основным программам бесплатно.
Во-вторых, лицей при МаГУ, открытый в 2000 году, завоевал уважение среди учащихся города, нацеленных после школы продолжать учебу в высших учебных заведениях страны. 99 процентов учащихся, окончивших лицейские классы, поступают по конкурсу в вузы России на бюджетные места. Спрос на ограниченное число мест в лицее с каждым годом растет. Принять всех желающих нет возможности. Более того, лицей не только не может, идя навстречу пожеланиям горожан, увеличить набор, но и обеспечить нормальные условия обучения уже принятым учащимся. Учащиеся лицея вследствие недостатка учебных площадей вынуждены обучаться одновременно на трех площадках, нередко перемещаясь по городу несколько раз в течение дня, в то время как в городе существуют школы, укомплектованные значительно ниже положенной по закону нормативной численности учащихся.
Любому управленцу, настроенному на справедливое и объективное решение проблемы, ясно, что если в одном районе сосуществуют одновременно переполненные и недоукомплектованные школы, то самым разумным решением будет их слияние для обеспечения удовлетворительными условиями и тех и других.
В-третьих, зная проблему с учебными площадями лицея и желая дальше развивать одно из лучших учебных заведений города, администрация города предложила городскому Собранию депутатов компромиссный вариант слияния лицея со школой № 19. При этом непременным условием реорганизации является требование создания режима наибольшего благоприятствования учащимся школы № 19, обучающимся по месту жительства.
Предлагаемое слияние 19-й школы с лицеем при МаГУ не первое в нашем городе. В прошлом году школа № 46 уже вошла аналогичным образом в состав лицея № 1. Никто не пострадал.
К сожалению, упомянутая статья проникнута недоверием к такого рода гарантиям городской власти. Мы не можем с этим согласиться по двум причинам. Во-первых, потому, что решение городского Собрания депутатов, постановление главы города, все другие настоящие и будущие решения администрации в процессе их принятия проходят тщательную юридическую экспертизу. Ничто не может и не будет сделано в нарушение закона, а закон защищает права всех детей – и учащихся школы № 19, и учащихся лицея. Во-вторых, гарантии, касающиеся бесплатного обучения тех, кто не захочет получать пакет дополнительных образовательных услуг, режима обучения, добровольного выбора образовательного учреждения, других условий, волнующих родителей и учителей школы № 19, предстоит выполнять нам – лицею при МаГУ совместно с управлением образования города. А мы, так же, как и глава города Е. Карпов, как начальник управления образования Л. Тихомирова, привыкли свое слово держать. Никто не сможет упрекнуть и МаГУ – нашего духовного «родителя» и главного делового партнера, что он ради коммерческой прибыли «пойдет по головам детей». Тем более, что и прибыли-то в ее денежном выражении университету от лицея никогда никакой не было и не будет. Университет, кроме чисто организационных неудобств от беспокойного соседства с лицеем, несет и прямые дополнительные материальные расходы на «подшефную» школу. Наша главная «прибыль» – это умные и образованные дети – будущие абитуриенты МаГУ. И нам все равно, из какой школы они к нам придут. Мы будем очень рады, если из 19-й.
Человеческий смысл предстоящей реорганизации продиктован заботой о будущем всех магнитогорских детей. Не только обучающихся сейчас в школе № 19, но и тех, кто учится в лицее при МаГУ.
Людмила АБДУЛЛИНА, директор лицея при МаГУ, кандидат педагогических наук.