По предварительным данным, самолёт L-410 Мензелинского аэроклуба ДОСААФ разбился из-за отказа двигателя. Из 22 человек, находившихся на борту, выжили шестеро. Среди погибших – два члена экипажа, спортсмены, инструкторы аэроклуба и перворазники, готовившиеся к первому прыжку в тандеме.
По официальной информации, практически сразу после взлёта на высоте около 70 метров у самолёта отказал левый двигатель. Лётчики запросили аварийную посадку. Спустя несколько минут самолёт столкнулся с землёй. Центральное межрегиональное следственное управление на транспорте Следственного комитета России начало проверку по факту крушения. Возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта». В понедельник 11 октября в Республике Татарстан был объявлен день траура. Причём в этом же году аналогичная трагедия произошла у деревни Журавлево в Кемеровской области – 19 июня из-за отказа двигателя разбился самолет L-410 Центрального Сибирского парашютного клуба ДОСААФ, базирующегося на аэродроме «Танай». В результате катастрофы погибли четыре человека: оба пилота и два спортсмена-парашютиста.
В числе погибших в трагедии под Мензелинском – челябинец Олег Кублицкий и воспитанник магнитогорского аэроклуба Сергей Кузенко.
Олегу Кублицкому было всего 36. Работал в челябинском областном аэроклубе, базирующемся на аэродроме «Калачёво» под Челябинском. Руководил парашютной секцией и специализировался на прыжках в тандеме. В начале 2021 года переехал в Набережные Челны, начал работу в Мензелинском аэроклубе, где были самолеты L-410 и проводились прыжки с высоты 4000 метров. У него остались жена и двое детей.
– Олег Кублицкий в 2020 году был начальником парашютно-десантной службы Челябинска, – рассказывает инструктор-парашютист Ринат Фахрутдинов. – Магнитогорский филиал авиаспортклуба работает под началом Челябинского авиаспортклуба ДОСААФ. Он и в Магнитогорск приезжал на выполнение тандем-прыжков.
Коллеги Сергея Евгений Алёшин и Ринат Фахрутдинов вместе с ним в 90-х–2000-х работали инструкторами по парашютному спорту и парашютно-десантной подготовке Магнитогорского авиаспортклуба. Познакомились раньше – Сергей Кузенко в парашютный спорт пришёл ещё подростком, летом 1987 года. Окончил училище № 41 на автоэлектрика, отслужил в армии, в погранвойсках. После работал в автобусном парке, но и увлечение не бросал.
– С 1995 года в Магнитогорске была спортивная команда по парашютно-купольной акробатике, – рассказывает Евгений Алёшин. – Шесть лет прыгали, Сергей был видеооператором. А с 1998 года его пригласили на должность инструктора, потом тандем – начал осваивать технику. После того, как в 1995 году под Сибаем потерпел крушение Ан-2 Магнитогорского АСК и погиб основной тренерский состав Магнитогорского аэроклуба, поднимали всё с нуля. В Магнитогорском АСК Сергей проработал до 2006 года, до окончательного распада клуба. Потом уехал в Мензелинск, пригласили туда тандем-мастером.
– Сергей был добродушным, отзывчивым, – говорят друзья. – Всё на позитиве, всё на шутках, всегда готов прийти на помощь. Это не возраст – жизнь только начинается после 50.
На вопрос, в чём могла быть причина трагедии, отвечают:
– Скорее всего, в состоянии техники, как объяснили – отказ левого двигателя, вынужденная посадка, а дальше уже будут разбираться соответствующие органы.
В аэроклубе Мензелинска Сергей работал тренером и старшим тандем-инструктором, на его счету более 6500 прыжков. В прошлом году получил звание тандем-экзаменатора. У него остались дочь-первоклассница и два взрослых сына, проживающие в Магнитогорске. Он не дожил до своего дня рождения всего две недели – 26 октября Сергею Кузенко должно было исполниться 50 лет.
– Последний взлёт – у нас так не говорят, – объясняет Ринат Фахрутдинов. – У лётчиков, у парашютистов всё крайнее – так заведено. А у ребят получился последний взлёт.
Олег Кублицкий и Сергей Кузенко 10 октября должны были совершить парашютные прыжки в тандеме с новичками.