- Международный аэропорт Магнитогорска включён в федеральную госпрограмму "Развитие транспортной системы", - рассказывает о планах по реализации проекта глава региона Алексей Текслер. - В ближайшие два года будут выполнены проектные работы. Государственным заказчиком реконструкции выступает Росавиация. Заказчиком-застройщиком станет ФГУП "Администрация гражданских аэропортов". За счёт средств федерального бюджета за период с 2021 по 2024 год планируется провести реконструкцию взлётно-посадочной полосы, рулёжных дорожек, дренажной системы, светотехники, системы электроснабжения.
В настоящее время аэропорт Магнитогорска обеспечивает спрос на пассажирские авиаперевозки по четырём направлениям - Москва, Сочи, Симферополь и Анталья. Реализация проекта позволит расширить существующую маршрутную сеть.
- Мы нацелены на рост пассажиропотока, - пояснил Алексей Леонидович. - Если наладим логистические возможности в рамках Магнитогорской межрегиональной агломерации, то жители региона будут чаще пользоваться аэропортом. Готовы субсидировать это направление и способствовать открытию дополнительных маршрутов в том случае, если они будут востребованы.
По словам генерального директора Магнитогорского международного аэропорта Евгения Кирсанова, аэродромный комплекс, который включает в себя взлётно-посадочную полосу, рулёжные дорожки, перрон, светосигнальное оборудование и периметр, не подлежит приватизации и считается собственностью Российской Федерации. АО "Международный Аэропорт Магнитогорск", как оператор аэродрома, арендует это имущество. Условия аренды, расчёт арендной платы, расходы на содержание аэродрома определяет специальное постановление правительства России.
- В 1998 году на аэродроме была проведена реконструкция, - рассказывает Евгений Кирсанов. - Удлинили взлётно-посадочную полосу, частично обновили системы энергообеспечения, оборудовали места стоянок самолётов, установили светосигнальное оборудование. В 2000 году открыли отремонтированный аэровокзал, и аэропорт приобрёл статус международного. Предполагалось, что это был лишь первый этап реконструкции.
Субсидии на эти работы выделили федеральный и областной бюджеты, помогли ММК и администрация города. Сейчас же по действующему законодательству финансирование работ по реконструкции и новому строительству аэродрома лежит на Правительстве РФ.
Необходимость реконструкции обусловлена многими факторами. В настоящее время магнитогорский аэропорт имеет серьёзные ограничения по приёму и обслуживанию ряда современных воздушных судов. Самолётостроение не стоит на месте, меняются технические характеристики и конструкции самолётов, в связи с этим возрастают динамические и статические нагрузки воздушного судна на взлётно-посадочную полосу. Она требует усиления. По сути - это дополнительный слой бетона специальной марки. Но вся эта работа требует средств.
- Инспекционная проверка Росавиации подтвердила, что наши объекты в хорошем состоянии благодаря грамотной эксплуатации и малой интенсивности полётов, - поясняет Евгений Васильевич. - Но срок службы бетонных покрытий аэродрома - 30 лет, а наши отработали уже 21 год. По нормам в середине срока эксплуатации необходимо провести капремонт. Кроме того, у нас лишь две стоянки для обслуживания магистральных судов. А требуется как минимум шесть. В 2007 году вошли в федеральную целевую программу по реконструкции объектов аэропорта. Нас поддержали руководство ММК, областные и городские власти, депутаты всех уровней. Программа несколько раз корректировалась, а затем и вовсе была досрочно прекращена, а вместо неё инициирована новая.
В мае этого года Министерством экономического развития России принято решение о внесении магнитогорского аэродрома в федеральную инвестиционную адресную программу. Балансодержателем имущественного комплекса аэродрома считается ФГУП "Администрация гражданских аэропортов".
На стадии завершения находится конкурсная процедура по определению организации, которая будет заниматься проектно-изыскательскими работами.
- Ожидаем, что в ближайшие дни будет подписан контракт, и специалисты ГИП прибудут в Магнитогорск, чтобы изучить объект и обсудить наши пожелания и предложения, - рассказывает Евгений Кирсанов. - Необходимо усилить взлётно-посадочную полосу, чтобы можно было принимать современные воздушные суда без ограничений максимальной взлётной массы. Не планируем расширять или удлинять её, так как геометрия полосы достаточна для большинства типов воздушных судов, а вот несущая способность - недостаточная. Кроме того, у нас всего одна рулёжная дорожка, которая соединяет места стоянок с взлётно-посадочной полосой. Хотим реконструировать одну из старых дорожек с тем, чтобы был резерв. Это поможет сократить время работы двигателя на земле при выруливании на полосу.
Теперь, что касается стоянок воздушных судов. Формально их четыре, по факту - только две пригодны для стоянки основных типов самолётов, которые у нас сейчас используются. А оставшиеся могут принимать небольшие воздушные суда, с малой взлётной массой и меньшими габаритами. Поэтому предлагаем расширить их и реконструировать, а одну сделать специализированной для обработки поверхностей самолётов противообледенительной жидкостью. Ещё один важный момент - замена периметрального ограждения. Сейчас очень жёсткие требования по обеспечению авиационной безопасности, и этому вопросу уделяется особое внимание. Будет сделана окружная дорога, а сам периметр, который насчитывает более 14 километров, станет чуть меньше. Это позволит сократить эксплуатационные расходы.
Ничего лишнего не запрашиваем. Только то, что необходимо для осуществления прогнозируемого объёма авиаперевозок. Мы и сами не сидим на месте. За счёт собственных оборотных средств продолжаем ремонт аэровокзала: установили кондиционеры, видеонаблюдение, сигнализацию, контроль доступа. Обновили досмотровую технику. Приобрели две снегоуборочные машины, два топливозаправщика, две пожарных машины, аэродромный тягач, установили модульную автозаправочную станцию, в декабре ожидаем поступления второго перронного автобуса.
Потребность в региональных перевозках высока. К примеру, исследования показали, что очень востребованы полёты из Магнитогорска в Екатеринбург, но найти перевозчика на столь короткий маршрут непросто. Требуется софинансирование со стороны регионов - Челябинской и Свердловской областей. К решению вопроса подключились региональное отделение Союза промышленников и предпринимателей, сенатор Олег Цепкин, депутат Госдумы Виталий Бахметьев, городские власти.
- Ведём переговоры с авиакомпанией "Сибирь", которая серьёзно развивает хаб - транзитный аэропорт - в Новосибирске, что позволит летать на Дальний Восток и в Юго-Восточную Азию, - делится планами Кирсанов. - Вполне могли бы загрузить два рейса в неделю, но для этого требуется субсидия от областного бюджета. Если область пойдёт на это, Росавиация готова выделить такое же количество средств из федеральной казны. Мы в свою очередь готовы снизить стоимость по обслуживанию самолётов и пассажиров с тем, чтобы тариф был приемлемым.