В отрасли формируются эффективные формы взаимодействия, услуги, система расчётов, цифровизация сервисов, другие актуальные тренды. Всё это кардинально меняет традиционный энергетический уклад. Раньше потребители закупали необходимое количество энергии на оптовом или розничном энергорынке. И энергосистема обеспечивала их в полной мере, причём потребление не зависело от цен. При таком построении рыночных механизмов активной стороной, формирующей цену, становятся производители электроэнергии.
Задача, которая стоит перед коммерческим оператором оптового рынка и главным диспетчером энергосистемы - АО "Системный оператор единой энергетической системы", - минимизация стоимости электрической энергии на рынке. Но в часы пиковой нагрузки, когда дешёвая генерация не способна покрыть существующий спрос, приходится загружать более дорогую и менее эффективную генерацию. Как следствие - рост цены. Таким образом, было предложено субъектному составу оптового рынка электроэнергии рассмотреть возможность управления спросом конечных потребителей. А именно - предложить потребителю за вознаграждение перенести свою нагрузку из пиковых часов в соседние, тем самым снизить совокупный спрос на рынке и не допустить загрузку дорогой генерации.
Принимая во внимание то, что часы пиковой нагрузки возможны только в рабочие дни, как правило, в утренние и вечерние пики, технологические процессы многих розничных потребителей позволяют это осуществить. Часы пиковой нагрузки определяются и доводятся до субъектного состава системным оператором в сутки, предшествующие наступлению события. Всего таких событий может быть не более пяти в месяц. Конечный потребитель самостоятельно выбирает величину своей разгрузки и количество часов - два или четыре часа, на которые он способен разгрузиться. Единственное требование к потребителям, участвующим в управлении спросом, - наличие приборов учёта, способных фиксировать почасовые расходы.
В результате потребители, участвующие в управлении спросом, достигают двух целей. Во-первых, получают вознаграждение за выполнение команд по управлению спросом от агрегатора (субъекта оптового рынка электрической энергии и мощности ООО "МЭК") в виде дополнительной выручки. Во-вторых, разгружаясь в пиковые часы, потребитель снижает величину своей фактической мощности, тем самым уменьшая стоимость покупной элект-роэнергии по договору энергоснабжения.
В городе уже существует успешный пилотный проект, предполагающий экономическое управление спросом на электроэнергию. Он функционирует с апреля 2020 года. В нём в качестве агрегатора - связующего звена между энергорынком и потребителем - выступает ООО "МЭК". Задача агрегатора - помочь потребителю выявить свои возможности для участия в программах управления спросом и транслировать команды по снижению нагрузки от системного оператора.
В роли потребителей, участвующих в управлении спросом, выступают ООО "Магнитогорский цементно-огнеупорный завод" и ОАО "ММК-МЕТИЗ". Оба предприятия вместе с агрегатором прошли конкурентный отбор на оптовом рынке и успешно выполняют команды по управлению нагрузкой.
Таким образом, потребитель элект-роэнергии может получать существенный дополнительный доход при кратковременном снижении нагрузки в часы, которые определяет системный оператор.
Новый потребительский опыт в энергосистеме, выгодный с экономической точки зрения, может стать сдерживающим инструментом роста конечной цены за электроэнергию.
Сейчас необходимо привлечь как можно больше организаций и предприятий в систему управления спросом на электроэнергию. Конечно, для этого участникам надо соответствующим образом готовиться: актуализировать однолинейные схемы электроснабжения, акты разграничения балансовой принадлежности, перечни средств измерений, но всё это считается приложениями к действующему договору энергоснабжения и есть у каждого потребителя. Единственное, что, возможно, придётся доработать, - обеспечить интервальный учёт электроэнергии в границах потребителя.
В 2021 году продолжится реализация пилотного проекта по управлению спросом. В рамках существующих отношений системный оператор и агрегаторы не предъявляют штрафные санкции к потребителям, участвующим в процессе управления спросом, давая возможность научиться качественно выполнять
команды и добиваться поставленных целей. Экономический эффект от внед-рения новой технологии будет нарастать постепенно и зависеть от возможностей управления спросом на разных уровнях реализации проекта.