НА ВЫЕЗДЕ с улицы Московской, ниже авторынка «Вэлд» и аккурат над питьевой артерией Ленинского района, есть свалка.
Сюда, кроме разной величины унитазов, возят строительный мусор в ассортименте: остатки асфальтового покрытия, глины, кирпича, бетона. «Отходное место» хоть и нелегальное, но со стабильным «спросом». Особенно часто сюда заворачивает КамАЗ с белой кабиной и хорошо читаемыми госномерами, принадлежащий, по данным ГИБДД, 76-летней бабуле. Что за стройку века затеяла в своей хрущевке бабушка, можно только предполагать. Но строительный мусор ее КамАЗ вывозит с завидной регулярностью.
Уже несколько месяцев сотрудники службы безопасности треста «Водоканал» каждый факт пользования свалкой в санитарной зоне фиксируют, аккуратно записывают номера машин, выясняют, кто владелец, – и направляют данные то на имя директора Магнитогорскинвестстроя Олега Тихонова, то на имя главного санитарного врача города Владимира Эленбогина. Резюме в обоих случаях одинаковое: «Просим принять меры к нарушителям санитарных норм».
– Нет, на качестве воды этот беспорядок не сказывается. Но из-за растущих гор строительного мусора, которые со временем уплотняются, доступ к водоводу затруднен. Случись в этом месте авария – и мы вынуждены будем надолго блокировать подачу воды во всем Ленинском районе, – говорит управляющий трестом «Водоканал» Александр Сорока.
В нашем городе сотни предприятий, занимающихся строительством, отделкой помещений, производством и реализацией строительных материалов. Специальную лицензию на вывоз мусора, кроме металлургического комбината, имеют МРУ-3 и Спецавтохозяйство. Последнему принадлежит левобережный полигон городской свалки – единственное место, которое строительные организации могут легально использовать для своих отходов, достаточно лишь заключить со Спецавтохозяйством договор и приготовить плату в размере девяти рублей за кубометр.
– Артем, ты мусор куда вывозишь? – звоню товарищу, работающему старшим менеджером в «околостроительной» фирме.
– По-разному. С трассы съехал да выгрузил, пока никто не видит. Точнее? Ну, на первом посту ГАИ есть одна свалка. Как только пост проезжаешь, уходишь с дороги влево.
– Чья свалка?
– Да ничья. Общая, наверное. Многие туда возят.
– То есть нелегальная. За это, знаешь, оштрафовать могут. Вот надоест милиции на посту сидеть – и пойдет ловить вас, хулиганов.
– Так я ж не сам вожу, плачу водителю – а дальше его дело, куда сбросить. Если солярки не жалко, может и до левого берега довезти. Оштрафуют – тоже его проблема.
– Значит, на левобережный полигон твои водители мусор возят?
– Возят, наверное. Если мимо проезжают.
– А договор со Спецавтохозяйством у тебя есть?
– А нафиг он мне нужен? Договоры заключают крупные организации, а у меня какой мусор? Так, ерунда. Пара машин в месяц.
– А если какие-нибудь проверяющие органы придут и спросят, куда ты мусор вывозишь?
– Юль, ты издеваешься? Впервые слышу, чтобы у кого-то спрашивали про мусор. И без того проблем хватает. Налоговая чуть не каждый день объявляется, а ты с каким-то мусором.
– Ну, представь: приедут и попросят документы. Например, экологический контроль или Роспотребнадзор.
– Скажу, что нет у меня чертового мусора…
Про экологический контроль и проверки Роспотребнадзора – это, конечно, шутка. Как пояснили в управлении охраны окружающей среды и экологического контроля, договор с главным «мусоропроводом» города для предпринимателей – дело добровольное. В интересах тех, кто заботится о деловой репутации. Скажем, заключить договор подряда с комбинатом сможет лишь та организация, у которой с лицензиями и сертификатами все в порядке. Ну, а для фирм, работающих на маленького клиента, «мусорный» закон не писан.
По данным самого Спецавтохозяйства, в заключении сделки здесь никому не отказывают. Сегодня услугами левобережного полигона пользуется 130 фирм и организаций, привозящих не менее одной машины мусора в неделю.
Честно говоря, выяснить, кто все-таки должен контролировать и наказывать нерадивых предпринимателей, загрязняющих город, не удалось. То ли «мусорная тема» слишком непрестижна, то ли совсем не доходная. Документов на сей счет – тучи: ГОСТы, СНиПы, КоАП… Только выполнять некому: в полном объеме «мусорные полномочия» за собой не признали ни в Роспотребнадзоре, ни в управлении охраны окружающей среды и экологического контроля.
– Проблема несанкционированных свалок в правобережной части города существует, – согласился с фактами начальник управления охраны окружающей среды и экологического контроля Александр Пирожков. – Но поиск нарушителей сродни детективной истории. Доказать вину водителя можно, лишь поймав его за руку. Предлагаете засады устраивать?.. Сейчас мы готовим «Генеральную схему очистки города». Надеюсь, в следующем году начнем ее реализовывать. Схема подразумевает сортировку мусора в доступных для предпринимателя легальных местах. Дальше материал пойдет на вторичное использование. Схема очистки уже утверждена в генеральном плане города.
Засады, кстати, для сотрудников службы безопасности треста «Водоканал» – дело обычное. Мусор – лишь один из пунктов в их проблемном списке. Санитарные зоны, где пролегает водовод, пользуются повышенным спросом не только как «отходное место», но и как точки добычи речного песка и чернозема. В пойме реки Малый Кизил, например, организован этакий карьерчик для строительных нужд. Как раз в третьем поясе санитарной зоны, где стоят дорожные знаки «Въезд запрещен» и «Санитарная зона». Установлены знаки по недавнему постановлению главы города «О мерах по охране лесов от пожаров». Только толку от них…
Документов, запрещающих незаконную добычу природных ресурсов, тоже немало: федеральные законы «О недрах», «О санитарном благополучии», постановление «О запрещении добычи песка», снова СНиПы и КоАП. И снова – нулевой эффект.
Санитарная зона Мало-Кизильского водозабора называется «охранной». Но кто, собственно, должен ее охранять, непонятно. Карательные полномочия есть у Роспотребнадзора, но нет «карательных» кадров. В ведомстве здешних инспекторов – магазины, ярмарки, аптеки. С городскими потребительскими проблемами – не до недр. Есть полномочия и у милиции, но опять же нет кадров. Некого государству посадить на берегу реки, дабы отваживать желающих попользоваться «на халяву» природными богатствами. Кадры готов выделить сам «Водоканал», курирующий санитарные зоны. У сотрудников треста есть вся информация: кто добывал и когда добывал. Есть даже видеозапись, фиксирующая воровство. Но нет полномочий. Поэтому добытчики песка и чернозема чихать хотели на все запрещающие знаки и буквы…
– Артем, а песок для стройматериалов где берешь?
– Частники привозят.
– А они где берут?
– Да везде. Песка – навалом.
– Без сертификата?
– Есть у меня сертификат. Как-то раз покупал легально – теперь просто копии делаю.
Легальный карьер для добычи песка был возле Магнитогорского водохранилища. В прошлом году Роспотребнадзору пришлось «забраковать» его лицензию: результаты санитарно-эпидемиологического заключения показали, что на карьере сильно «мутят воду». Теперь воду мутят в санитарной зоне без всякой лицензии – и проверки не помеха.
Машину песка Артем покупает за три тысячи, максимальный штраф за несанкционированную добычу песка и чернозема для физических лиц составляет тысячу рублей. В убытке вор не останется. Для юридических лиц штраф куда серьезнее – до сорока тысяч рублей. Но это при условии, что предпринимателя с лопатой поймали за руку. Дальше дело направляют в Челябинск, оттуда приезжают инспектора, чтобы взыскать положенный штраф. В общем, без комментариев.
…Создается впечатление, что строительство в нашем городе носит полулегальный характер. Чем выше и краше дома – тем шире зоны отходов и беднее недра. Дело в том, сообщили мне госслужащие, что в соответствии с законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», строительную сферу освободили от государственного контроля. Идея Мин-экономразвития вполне благая: облегчить жизнь предпринимателю, разрушив административные барьеры. Акция рассчитана на сознательность бизнеса и некую корпоративную культуру. Результат, как говорится, налицо.