КАЖДОМУ ОБЛАДАТЕЛЮ автомобильных госномеров в нашем городе можно вручать медаль «За взятие МРЭО». Тактика и стратегия в битве за постановку на учет разнообразна: одни «дежурят» на Советской, 4 с вечера, другие ухитряются втиснуться в очередь с утра.
Ну, а тем, кто опоздал – то есть пришел к назначенному времени, остается разве что купить место в строю у предприимчивых ребят: цена растет в зависимости от близости к заветному окошку. О такой нехитрой форме бизнеса мне со смехом рассказал знакомый. А ведь бывает и не до смеха. Во Владивостоке, например, случился такой инцидент: женщина, прибыв утром в МРЭО и обнаружив, что в длиннющем списке она будет только семидесятой, просто съела ненавистную бумажку. На что еще может быть способен зависший в очереди народ, представить страшно.
То, что столпотворение в межрайонном регистрационно-экзаменационном отделении ГИБДД является больной для города проблемой, подтвердилось, когда ответственные за ее решение лица принялись дружно отказываться от общения с журналистом. Чем, кстати, весьма удивили, поскольку с лета нам обещают, что проблема скоро решится. Еще в августе на сайте городской администрации была размещена информация о том, что «на одном из последних аппаратных совещаний Евгений Карпов… выразил неудовлетворенность состоянием дел в межрайонном регистрационном отделе ГИБДД в Магнитогорске. Глава города распорядился подготовить план мероприятий по улучшению работы этой структуры и поручил данный вопрос взять на контроль своему заместителю».
«Неудовлетвориться» есть отчего. По последним данным, на учете в МРЭО состоят около 170 тысяч транспортных средств. Помимо городских авто, отдел ставит на учет транспорт Нагайбакского, Кизильского, Агаповского и Верхнеуральского районов. Для физических лиц распахнуты три окна: два обслуживают отечественные автомобили и одно – иномарки. Ежедневно сотрудники регистрационного отдела проводят более 300 операций – а потребности города и прилегающих районов все растут. Вместе с ними растут и очереди. Открыть еще парочку окон площади позволяют, но работать в них некому. Смотровая площадка вмещает до 70 автомобилей, остальные «лепятся» вокруг да около – как бог на душу положит, отчего движение в районе здания на Советской, 4 затруднено и чревато ДТП.
«Разрулить» ситуацию своими силами отдел не в состоянии: за последние десять лет в штат добавили всего двоих сотрудников, а количество автомобилей и регистрационных операций выросло в разы. Кое-какие меры приняли: в прошлом году при участии администрации города открыли еще один пункт регистрации в поселке Радужный. Оба действующих отдела работают по семь дней в неделю, при этом рабочий день сотрудников длится по 10–11 часов.
На августовском совещании у главы города руководство ГИБДД озвучило меры по решению проблемы. Если перевести канцелярский язык на простонародный, получится примерно следующее: «Чтобы горожане не мучились по двое суток возле касс, чтобы люди не зверели, не ругались матом и не ели бумагу, чтобы машины не стояли в два этажа, дайте нам четверых сотрудников и одного программиста. Тогда мы откроем еще три окошка для работы с населением и выпустим еще одного «смотрителя» к транспорту. И хотелось бы завести специальную площадку для осмотра автомобилей – скажем, где-нибудь на Комсомольской, чтобы пробок тут у нас больше не было».
Руководство города не осталось глухо к беде. «В числе первоочередных мер, – цитируем далее сайт администрации, – главой названы увеличение штата сотрудников, расширение смотровой площадки и организация гостевых стоянок, внедрение «системы управления очередью» по аналогии с организацией очередности в КУБе. Одобрение у Виктора Храмцова вызвало предложение производить осмотр грузового транспорта отдельно от легкового, в «неприемные дни».
И дело пошло. В октябре сайт администрации уже сообщал о «деле МРЭО» как вопросе решенном: «Специальный центр осмотра прибывшего для постановки на учет автотранспорта появится в западной части Магнитогорска, на пересечении улиц Комсомольской и Бестужева, около действующего учебного автодрома. Новый центр значительно упростит процедуру осмотра автотранспорта, поскольку будет оснащен современной компьютерной техникой. После завершения осмотра машину можно будет перегнать на стоянку или в личный гараж, а уже после этого в спокойной обстановке ждать оформления всех необходимых документов. Общие затраты на строительство центра – 7–8 млн. рублей, часть денег планируется привлечь за счет спонсорских средств специализированных автотранспортных предприятий».
Тем удивительнее было слышать, что начальник управления инженерного обеспечения, транспорта и связи Михаил Дмитриев, который, как сообщили в пресс-службе администрации, «занимается этим вопросом», вдруг отказался дать комментарий на запрос журналиста «ММ» о состоянии дел с новой стоянкой и расширением кадрового состава МРЭО. Так и ответил: говорить, мол, не о чем, встречаться не будем. Пришлось действовать по плану «Б».
В приемной начальника управления было тихо – за дверью его кабинета шло совещание. Ожидаю с заранее включенным диктофоном. Из кабинета выходят гаишники вперемежку с владельцами маршруток, продолжая по ходу начатые разговоры.
Последним появляется долгожданный Михаил Дмитриев. Представляюсь. Михаил Петрович, не приглашая в кабинет, рубит:
– Что вам нужно?
– Хотелось бы узнать, как продвигается строительство новой смотровой площадки для МРЭО и будет ли помощь в решении кадрового вопроса?
Сначала Михаил Петрович удивился, почему обращаются к нему. Кадровый вопрос, сказал, решать не городу, а руководству ГУВД Челябинской области – письмо туда давно отправлено, ответа нет. По поводу площадки Дмитриев предложил почему-то мне найти восемь миллионов, сделав при этом широкий жест: мол, тогда – пожалуйста. Стыдно сказать, но беседа получилась по всем канонам жанра: в кино и в жизни разговор просителей с чиновниками выглядит точь-в-точь. Когда я процитировала информацию от пресс-службы администрации: «...часть денег планируется привлечь за счет спонсорских средств специализированных автотранспортных предприятий», – Михаил Петрович удивился:
– Кто это говорил? Я такого не говорил…
В конце нашей короткой беседы начальник управления инженерного обеспечения, транспорта и связи начал, наконец, говорить по существу: пока руководство ГИБДД и администрация города к консенсусу по данному вопросу не пришли. Строительство площадки – если я верно расшифровала глубочайшую, но замысловатую метафору Михаила Петровича про «дерево, которое нужно сначала посадить, потом полить и только затем рассказывать о нем в СМИ» – фактически заморожено из-за отсутствия финансирования. Закончил Михаил Дмитриев очень многозначительной и искренней фразой, с которой, собственно, и надо было начинать: «Пока я ничего не сделал, чтобы об этом говорить»…
Вопрос с площадкой, так сказать, прояснен. Теперь у горожан, читающих на официальном сайте администрации информацию об «увеличении штата сотрудников, расширении смотровой площадки и внедрении «системы управления очередью в МРЭО ГИБДД», может возникнуть другой справедливый вопрос: к кому все же обращался глава с требованием принять указанные «первоочередные меры»?