Художественная выставка «Великая Отечественная» (0+), открывшаяся в картинной галерее, стала первой в череде праздничных событий, приуроченных ко Дню Победы.
Директор МКГ Юлия Кривошапко объяснила раннюю премьеру чередой предстоящих торжеств. Чем ближе к празднику, тем насыщенней тематические события, приуроченные к 9 Мая. За полтора месяца знаковые полотна увидит наибольшее число горожан. Председатель городского совета ветеранов Александр Макаров отметил важность экспозиции для магнитогорцев. В годы войны на фронт ушли 34 тысячи горожан, из которых 14 тысяч остались на полях сражений. Их имена золотом выбиты на мемориальных плитах у монумента «Тыл–Фронту». Художественная экспозиция ко Дню Победы станет ещё одним актом памяти павшим героям. Александр Андреевич прочёл свои стихи на тему войны и защиты Родины. Руководитель общественной организации «Люди долга» Александр Валасников говорил о необходимости передать эстафету памяти будущим поколениям.
Старший научный сотрудник галереи, куратор выставки Лилия Филатова начала экскурсию с цитаты:
– Когда говорят пушки, музы молчат. Истинность этого изречения иллюстрирует творчество военных лет. Искусство в годы лихих годин развивалось в формате графики. Это были карикатуры, плакаты, рисунки на страницах фронтовых газет. Художники сменили кисть и резец на винтовку. Анализируя картины на тему войны, созданные в 60-е годы прошлого столетия, мы установили, что почти все живописцы были на фронте. В середине прошлого века стало известно имя белорусского художника Михаила Савицкого. Его пронзительные работы обличали всю бесчеловечность и преступность фашизма. В галерее есть работы знаменитого художника, но в этих полотнах он воспевает торжество мирной жизни. В большинстве случаев тематические экспозиции были приурочены к очередной годовщине победы. Тему решали нешаблонно, представляя работы, выполненные в различных направлениях: соцреализма, импрессионизма, постимпрессионизма. Непростая судьба у латвийского художника Валдаса Бушса. На выставке представлена его работа «Утро». Он воевал в латышском добровольческом легионе СС, затем сражался на стороне Красной Армии, за храбрость был удостоен высоких наград.
Трудовому подвигу рабочих металлургического комбината посвящены два холста Юрия Шумова «Военные годы». Не раз в залах галереи выставлялось его полотно «Стреляные птицы», ставшее аллегорией войны, трагедии, катаклизма. По задумке автора «кровавые» небеса и трупы падающих с неба чёрных ворон становятся метафоричным образом нацистских преступлений против человечества. Эти работы стали памятью талантливому художнику. Накануне открытия экспозиции Юрий Васильевич ушёл из жизни.
На выставке есть единственная работа, созданная в годы войны, – «Батя» Георгия Ряжского. Так называли руководителей партизанских отрядов. Живописец создал образ сильного, решительного, волевого человека. Когда несколько лет назад портрет выставили на сайте Русского музея, московские коллеги назвали имя командира партизанского отряда – Никифор Коляда. Судьба его полна драматизма: в 1941году он был направлен в Смоленскую область для организации партизанских отрядов. Создал и возглавил соединение, за что в 1942 году был награждён орденом Ленина. В этом же году его осудили, приговорив к 20-ти годам лагерей. Освободили в 1954-м, вскоре прославленный командир умер.
Известный живописец Фёдор Решетников представлен на выставке портретом штурмана полярной авиации Александра Погосова. Он был известен как один из команды героев, участвовавших в спасении челюскинцев. Однако в жизни Погосова были не менее славные страницы, о чём свидетельствуют орденские планки на костюме героя. Во время войны он, как штурман, сопровождал арктические конвои, доставлявшие по ленд-лизу грузы в СССР.
Народный художник РСФСР Александр Романычев – фронтовик, после войны преподавал в Ленинградской академии художеств. Его полотно «Памяти павших» – посвящение не вернувшимся с фронта товарищам. Это своеобразный живописный коллаж образов друзей, как на фотоснимках военных лет. Моряк растягивает меха трофейного аккордеона, пехотинец позирует с автоматом, на плечи наброшена плащ-палатка, лётчик запечатлён на фоне крыла самолёта. В деревенских домах такие парадные фотокарточки героев вставляли в одну большую раму, размещая рядом с красным углом, под лампадкой. Полотно Романычева тоже в раме, но многократно увеличенной, сработанной в стиле деревенских столяров. Внизу названы имена павших друзей.
Одно из центральных мест в экспозиции занимает масштабная работа Владимира Титова «Письма», один взгляд на которую вызывает бурю эмоций. В больничной палате молодой мужчина в бессильной ярости сжимает листок. Солдатские треугольники писем рассыпаны по одеялу. Он не может прочесть послания от родных – глаза скрывает медицинская повязка.
– Художники подошли к раскрытию темы войны предельно ответственно, – продолжает Лилия Филатова. – Они оставили изображение активных боевых действий «за кадром» полотен. Наверное, потому что большинство авторов – дети войны. На события Великой Отечественной они смотрят сквозь призму памяти, детского восприятия бытия. В их сознании сохранились самые драматические моменты повседневной жизни горькой поры: проводы, тяжёлый труд во имя победы, скудный тыловой паёк, скорбь по погибшим, радость встречи вернувшихся с фронта родных.
В собрании галереи находится известное произведение народного художника РСФСР Василия Ерофеева «Возвращение Ивана», которое репродуцировалось на почтовой марке. Сюжет прост: солдат вернулся с фронта. Встреча супругов происходит в поле, где работают односельчане. Земляки обступили героя, на лицах радость, зависть, скорбь. Реалистично переданные детали «кричат» о нищете деревни: землю вспахивают на коровах, ребятишки одеты в лохмотья. Однако людские невзгоды не лишают работу оптимизма. С восхищением смотрит на вернувшегося фронтовика босоногий мальчишка. В скором времени он разделит с Иваном трудное дело – восстановление страны из руин.
Челябинский художник Иван Кучма в произведении «Суровая пора» передал тяготы военного лихолетья, изобразив в натюрморте скудный паёк: буханку чёрного хлеба, котелок с кипятком, несколько картошек в алюминиевой миске и газету «Правда». Создание работы относится к советскому времени, и, возможно, художник, следуя канонам соцреализма, привнёс в полотно атрибут партийной идеологии – главную газету СССР. Атмосферу военного времени передаёт и второй план – по заснеженной улице проходит взвод солдат, на фасаде соседнего дома угадывается плакат из серии «Окна ТАСС».
В полотне «Тревожный 1941 год» Михаилу Володину удалось создать напряжённую атмосферу зимней Москвы: войска вермахта вплотную подошли к столице. Заснеженные купола кремлёвских соборов, свинцовое небо с парящими аэростатами, зенитные орудия, очертания войск на дальнем плане – столь скрупулёзное внимание к деталям декларирует героический настрой защитников города.
Яркие, праздничные цвета в работе Бориса Неклюдова резко контрастируют с общей палитрой полотен о войне. Если бы не название «На строительстве оборонительных рубежей. Застава. 1941 год», то произведение можно было бы соотнести с отражением мирного труда строителей. Лилия Филатова так объяснила нарядную одежду людей: «Ответ нашла в мемуарной литературе военного времени. Женщину спросили, почему на рытьё окопов она пришла в шёлковом платье? «Это моя единственная одежда», – последовал ответ.
В экспозиции представлены произведения прикладного характера, отражающие победную тематику. Стеклянные вазы работы Людмилы Уртаевой опоясаны георгиевской лентой – символом победы. Красные вазы Антонины Степановой «расколоты» чёрными линиями. Декоративную экспозицию, метафору сожжённых берёз, художница назвала «В память огненных лет». А кровавая палитра цветного стекла в форме огромных то ли ваз, то ли чаш вызывает в памяти пламя Вечного огня. Работа Лидии Матаковой «Юбилейная» вносит свой, «ювелирный», вклад в тематику войны. В технике финифти на металлической орденской коробке выполнено изображение ордена Победы.
Завершает экспозицию полотно Алексея Лопатникова. Гирлянды огней расцветают в небе искрами долгожданного победного салюта, запечатлённого автором в одноимённой работе.
Выставка «Великая Отечественная» отражает события, героев, победивших жесточайшего врага человечества. Работы реалистично передают атмосферу тяжёлых годин, напряжение сил и духа людей военного поколения, великое дело которых должны помнить народы мира.