C 24 по 28 мая в Магнитогорске проходит XI международная конференция «Комбинированная геотехнология: риски и глобальные вызовы при освоении и сохранении недр». Об этом событии «ММ» подробнее расскажет в одном из ближайших номеров. Выступление народного артиста России Олега Митяева на базе отдыха «Юность» стало подарком участникам конференции, которых самый популярный бард современной России назвал «людьми своей мечты».
– После восьмого класса я собирался поступить в геологоразведочный техникум. Сейчас, представляете, приехал бы на конференцию из Челябинска вместе с вами, а какой-нибудь артист народный здесь на сцене бы выступал, – с улыбкой приветствовал горняков Олег Григорьевич и под овацию зала закончил речь рефреном из песни, ставшей одним из символов бардовского движения, – «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!».
И мне уже с трудом верилось, что несколько минут назад, между саунд-чеком и началом вечера, мы с легендарным Митяевым разговаривали на лавочке под очень бардовской, визборовской «янтарной сосной», дружно отмахиваясь от настырных мошек.
– Олег Григорьевич, в последние годы лейтмотив ваших интервью – сожаление, что попса на волне, а настоящее искусство пробивается с трудом. Чтобы чуть-чуть склонить чашу весов в пользу настоящего и высокого, расскажите о киноклубе-музее «Эльдар», художественным руководителем которого вы стали в апреле.
– Это было очень неожиданное для меня предложение. Мы десять лет играли с Эльдаром Рязановым в бильярд, но ни разу об этом не поговорили и даже не могли себе этого представить… Ну так получилось. Вот вы помните – все мы помним! – прекрасные песни из кинофильмов Эльдара Александровича, некоторые из них – на его стихи. Это настоящая поэзия и настоящая музыка. Эльдара Александровича уже нет, Царство ему Небесное, а «У природы нет плохой погоды» – по-моему, это навсегда. Тем более, что Рязанов дружил с такими потрясающими композиторами, как Андрей Петров, и, конечно же, знал толк и в музыке, и в поэзии, выбирал великих поэтов, которые появились на широкой публике только благодаря ему, его фильмам. И мне ничего не остаётся, кроме как продолжать эту линию Эльдара Рязанова и приглашать в киноклуб на творческие встречи Светлану Крючкову, Евгения Дятлова, Сергея Безрукова и Александра Городницкого. И там будут звучать песни Вертинского, Окуджавы, Галича, песни из кинофильмов и авторская песня. Я вас приглашаю на эти творческие встречи.
– Фонд Олега Митяева – организатор Ильменского фестиваля. На официальном сайте Ильменки пока нет программы фестиваля, который запланирован на 25–27 июня…
– Ну, мы все притормозились, потому что неизвестно, что будет впереди. Пандемия вроде бы кончается, но всё время ждём: а вдруг опять что-то будет не так? Но… что будет нового на фестивале? Новые будут песни: надеюсь, во время карантина люди их написали и привезут, чтобы спеть друзьям. А так – конечно, ценность и заключается в традиции, в том, что будет не новое, а хорошо забытое старое. Потому что традиция – это не такая простая вещь, она создаётся не за год, не за два, не за десять. И у Ильменского фестиваля такая же давняя традиция, как у Грушинского, – около пятидесяти лет и тот и другой фестивали существуют. И, конечно же, это радость от открытий, от новых песен, когда появляется молодёжь.
Один из проектов нашего фонда – детская студия «Всё настоящее – детям» – творческая ассоциация, которая включает в себя около 85 городов, и я рад, что как-то люди объединяются и пишут песни. Наш новый проект «Территория детского творчества «Плодушка», совместно с женским Одигитриевским монастырём Святой Анны в Челябинске. И таких дел много – и детская студия мультипликационных фильмов, и проекты, где дети-аутисты и артисты вокруг чего-то настоящего собираются, и спектакли, и поэзия, и настоящая музыка, и, конечно же, авторская песня.
На Ильменском фестивале расширяется количество сцен – кроме главной сцены и лесной площадки будет детская сцена, а на Грушинском фестивале – 13 сцен. Этот мостик к молодёжи – его обязательно надо строить, несмотря на то, что это очень сложно, несмотря на то, что они совсем другие.
– Если говорить об этом мостике... Вы много интересного рассказывали о дружбе с Булатом Окуджавой. Мне запомнилось: на вопрос, что делать, если не пишется, он ответил: «Пока читайте». Что из сказанного Булатом Шалвовичем вы бы передали молодому поколению?
– Как раз вот это его пожелание «Если не пишется, пока читайте». Это ведь очень сложно сейчас кому-то передать, потому что молодёжь практически не читает. Собственно говоря, и я, наверное, до 45-ти скептически к этому относился. Я считал, что чукча не читатель, а писатель. И в какой-то степени мне это помогло: если бы знал великие произведения, которые были написаны до меня, не отважился бы поднимать многие темы.
– Подумали бы, что об этом уже всё сказано?
– Да! А так – будто непаханое поле. Когда приехал в Подмосковье, сказал Эльдару Александровичу Рязанову: «Ну а кто тут у вас? Я взял да опоэтизировал эти места». А он говорит: «Подмосковные вечера» тут у нас написал Матусовский».
– Опередил! Олег Григорьевич, говорите, не читали до 45-ти. А я недавно болела за вас с Александром Ивановым в игре «Кто хочет стать миллионером» и восхищалась вашей эрудицией. Да, эрудиции мало – нужна выдержка, железная логика… Вы и в жизни так решаете проблемы?
– К счастью, я о себе сказать вообще ничего не могу. Для меня большое удивление, что тот же Булат Шалвович что-то во мне нашёл, и мои великие друзья – и Меньшов, и Урсуляк, и Филатов, и Горин – это всё люди, которые говорили обо мне добрые слова. Но мне самому вредно задумываться о личностной оценке Олега Митяева.
– В защиту нечитающего «поколения гаджетов». У знакомой молодёжи первый тост на Волге – «за Валеру Грушина, который собрал нас здесь». И мне нравится ваша идея, что концерты, привязанные к Грушинскому фестивалю, нужно проводить во всех городах.
– Конечно. А на чём воспитывать молодёжь, как не на таких мужественных поступках, даже спонтанных, – ведь это значит, Валерий Грушин был так воспитан и был готов отдать свою жизнь за детей, за ближних.
– Олег Григорьевич, в ваш юбилейный год – столько телепередач о вас… В каких программах вам комфортнее участвовать?
– К сожалению, исчезли те программы, в которых мне хотелось бы участвовать. Вот когда Эльдар Александрович Рязанов вёл «Кинопанораму» и на сцене выступал Хазанов, а Ширвиндт, Горин и Рязанов над этим смеялись, тоже находясь на сцене… Попасть в их компанию – об этом даже разговора не было, с большим удовольствием смотрел всегда. А теперь, когда смотришь, думаешь: слава богу, что я не участвую в этих современных «Огоньках» и в каких-то других передачах. Хотя предложения поступают, но согласиться всегда бывает сложно.
– В интервью вы, как правило, говорите больше не о себе, а о великих, с которыми посчастливилось встретиться. А кто интересен вам из тех, кто младше?
– «Необарды». Василий Уриевский, Паша Пиковский, Ромарио (Роман Луговых) и Павел Фахртдинов пели отдельно, потом объединились в такую мощную команду…
– Считаете, стало лучше?
– Стало атмосфернее. Они и так-то были зажигательные ребята, а вместе ещё больше заводят публику. Нельзя сказать, что они уже написали свои лучшие песни. Но, как сказал в своё время Булат Шалвович Окуджава, если работа идёт, значит, зреет открытие.
– А было такое, чтобы вы ахнули?
– Конечно, есть отдельные песни у Пиковского, которые мы вместе спели, и у Ромарио есть замечательные песни сатирические – «Давайте пропьём федеральный бюджет».
– Хорошее предложение!
– (Смеётся) Следующая строчка: «А нам отвечают: уже».
– Слышала их на Грушинском. Скажите, а в какую сторону, на ваш взгляд, меняется этот фестиваль?
– Если бы мы знали. Хорошо бы, чтобы он не менялся. Потому что всё меняется, а нам, кому за 60, конечно, хочется, чтобы сохранились какие-то старые традиции, и это тоже очень правильно. Мы иногда выпиваем за приостановление научно-технического прогресса, потому что не знаем, куда так быстро катимся, не знаем, что там в конце. Поэтому сильно торопиться не надо, а если приходят какие-то строчки замечательные в голову, ими надо делиться с друзьями. Но, как сказал Леонид Филатов, все мы гумус, на котором, может быть, когда-нибудь вырастет настоящий поэт.