В Магнитогорском академическом драматическом театре имени А. С. Пушкина грядёт горячая пора, которая согреет в межсезонье ценителей высокого искусства. Премьеры, фестивали, гастроли… Сезон 2025–2026 для нашего драмтеатра – 88-й. Директор старейшего учреждения культуры города Евгений Климов заметил: «Восьмёрка – знак бесконечности. Две восьмёрки – путь бесконечного развития». А развитие, как известно, идёт по спирали.
Принц магнитогорский
Магнитогорские театралы со стажем с восхищением говорят о Гамлете 1960-х – заслуженном артисте России Викторе Морозове (1923–1969). Спектакль Анатолия Резинина (1912–1986), получил признание даже на родине Шекспира. В историю российского театра вошёл и «Гамлет», поставленный в 2000 Виктором Шрайманом, – 24-летний Андрей Майоров стал самым молодым российским принцем датским. И вот снова «Гамлет» (16+)! Алексей Вотяков выступает в трёх ипостасях – как режиссёр-постановщик, сценограф и художник по костюмам. Главному художнику МАДТ доказывать свою режиссёрскую состоятельность не приходится: вы же знаете, он, в числе прочего, поставил «Женитьбу» (12+) по Николаю Гоголю и «Лавра» (16+) по Евгению Водолазкину. Так почему бы не замахнуться на Вильяма нашего Шекспира?
Алексей Вотяков преобразует жанр классической трагедии в трагикомедию, ещё и абсурдистскую:
– Трагедия в чистом виде сегодня не способна привести зрителей к катарсису, – считает он.
Его «Гамлет» – разговор со смертью и о смерти в острые моменты жизни. Размышление о том, как стремление к справедливости приводит Гамлета на край пропасти – он губит близких, разрушает мир вокруг себя. При этом в спектакле много юмора, подчас чёрного – вспомним, как прекрасно Вотякову удалось пройти по тонкой грани между комедией и трагедией в «Родерике» (16+).
Интересно, что текст «Гамлета» Вотякова – микс из нескольких переводов:
– В основе перевод Бориса Пастернака, но есть сцены из «Гамлетов» Лозинского, Щепкиной-Куперник и не только. Смотрели, чей вариант зазвучит более органично.
«Гамлет» зумеров
Есть и другие «вольности», которые заставят с особым вниманием следить за хорошо знакомой историей. Режиссёр допускает, что принц датский живёт в Дании – но пусть на магнитогорских подмостках эта Дания будет современной, Эльсинор-Хельсингёр существует. А вот актёры, которые помогут вывести Клавдия на чистую воду в сцене «Мышеловка», – русские. Наш психологический театр – лучший в мире. Ах да, психолог тоже будет. Точнее, психотерапевт – его закономерно сыграет Данила Сочков, который исцеляет человеческие души не только как актёр, но и как профессиональный психолог. Алексей Вотяков задаётся вопросом: в каком состоянии можно увидеть призрака? И цитирует старую медицинскую шутку:
– Здоровых людей нет, есть недообследованные.
Будут и другие неожиданные персонажи: девушки Лаэрта, сын и вдова Йорика…
Заведующая литературно-драматической частью МАДТ имени А. С. Пушкина Елена Ткач пишет в аннотации к спектаклю: «Алексей Вотяков представляет «Гамлета» поколения зумеров. Его Гамлет держит в руках не томик философии, а смартфон – зеркало нашего времени, где правда тонет в потоках фейков и цифрового шума. Этот спектакль – не про средневековые замки. Он про нас. Про то, как прикоснуться к пустоте и не сойти с ума. Про диалог с небытием, который ведёт каждый, кто хоть раз чувствовал, что почва уходит из-под ног. Здесь Шекспир звучит как саундтрек к самому острому периоду вашей жизни. Это трагикомедия абсурда, где клоунада маскирует настоящую боль, а отчаяние прячется за язвительными сторис. Они не дают ответов. Они играют. Русские артисты играют самую популярную пьесу мирового репертуара…»
В спектакле задействована если не вся труппа, то большая её часть. Два состава – это ещё и обогащение образов, творческий диалог актёров. Гамлета сыграют Кирилл Копылов и Павел Махлин.
– Оба пришли в наш театр осенью 2023, – говорит директор МАДТ Евгений Климов. – Молодые часто ищут, где лучше, интереснее, размышляют, не поехать ли куда-то ещё. «Гамлет» – способ сцементировать их с театром, – в этой шутке, безусловно, есть доля истины.
К слову, радует, когда яркие актёры, испытав себя на других площадках, осознают, что Магнитка им роднее. В МАДТ вернулась Анастасия Якупова. И это не единственное пополнение труппы. Свежая кровь всегда нужна.
Возвращаясь к Шекспиру. Гамлет-2000, Андрей Майоров, у Вотякова будет играть Клавдия.
– Текста много меньше, но это молодёжи свойственно много говорить, а более зрелые люди обходятся меньшим количеством слов, – с улыбкой отмечает Андрей.
Премьерные показы «Гамлета» состоятся на большой сцене 26, 27, 28 сентября, а также 18, 19 октября.
Охота на «Золотую маску»
Андрей Майоров присутствовал на пресс-конференции не только как Клавдий, но и как Виктор Зилов – главный герой «Утиной охоты» (16+) по Александру Вампилову. Режиссёр из Санкт-Петербурга Александр Фонарёв, ученик Льва Эренбурга, поставивший в МАДТ этот спектакль, в конце сезона приезжал в Магнитку, чтобы ввести в состав спектакля Андрея Майорова, и вот он вновь побывал в нашем театре.
Когда спектакль ставит иногородний режиссёр, часто бывает, что со временем без его присмотра ослабевают пружины спектакля, поэтому и практикуется периодический «техосмотр». Однако Александр Фонарёв, востребованный не только в Магнитке и в Питере, тактично говорит:
– Да, без меня спектакли меняются, и это интересно.
Он явно перенял от своего мастера деликатную манеру взаимодействия с актёрами – а между тем, спектакли Эренбурга ошеломляют. Как и «Утиная охота» Фонарёва в МАДТ – не зря Лев Борисович, который в 2007 поставил у нас «золотомасочную» «Грозу» (16+), рекомендовал Евгению Климову обратиться именно к этому режиссёру.
Поклонников Андрея Майорова, ещё не видевшим «Утиную охоту» с ним в главной роли, ждут яркие впечатления – Андрея Михайловича привыкли воспринимать в более «интеллигентных» образах. Майоров – и циник Зилов?
Однако Майоров напоминает:
– Актёр всегда адвокат своего персонажа.
И Фонарёв тоже не склонен оперировать такими идеологическими штампами, как «зиловщина». Напротив, он цитирует Станиславского, советовавшего в «хорошем» герое искать плохое, а в «плохом» – хорошее. Вероятно, поэтому «Утиная охота» Александра Фонарёва – зеркало для зрителя. Кто-то почувствует неприятие (что ж, этот герой и правда «не подарок»), а кто-то скажет: «Все мы немножко Зиловы».
Перед Андреем Майоровым ответственная задача – эксперты Российской национальной театральной премии «Золотая маска» будут оценивать «Утиную охоту» с его участием, Зилов – ключевой образ. А в середине октября спектакль предстанет перед жюри областного фестиваля «Сцена».
Что ж, не будем ничего загадывать, Фортуна – дама капризная. «Утиная охота» – спектакль, полюбившийся публике, а эта награда не зависит ни от удачи, ни от модных тенденций, ни от ретроградного Меркурия.
Андрею Майорову предстоит ещё одно творческое испытание – вместе с Дарьей Спиридоненко он представит постановку Игоря Панова «Временная связь» (12+) по рассказу Кира Булычёва на Межрегиональном фестивале-конкурсе индивидуальных актёрских работ имени В. И. Милосердова.
Да, радостно, когда любовь публики и признание театральных критиков совпадают. Евгений Климов напомнил: весной постановка Надежды Лавровой по Салтыкову-Щедрину «Помпадуры и помпадурши» (16+) вошла в число «Сто лучших спектаклей» России» – проект Союза театральных деятелей предполагает видеосъёмку и последующие показы отмеченных взыскательным жюри работ, это безусловный триумф режиссёра и участницы спектакля Надежды Лавровой и исполнительницы главной роли Анны Дашук.
И ещё один безусловный успех – директора театра, заслуженного работника культуры и искусства Республики Башкортостан Евгения Климова, можно поздравить и со званием заслуженного работника культуры и искусства Челябинской области. Почётное звание – безоговорочное признание заслуг Евгения Валерьевича не только в Магнитогорске, но и в масштабе всего Южного Урала.
«Небольшие гастроли» – большой сюрприз!
Значимое (и очень большое!) событие октября – «небольшие гастроли» театра-студии «Небольшой драматический театр» (Санкт-Петербург), возглавляемого Львом Эренбургом. Спектакли Небольшого драматического, в 2000-е представленные на легендарном фестивале-биеннале «Театр без границ», магнитогорцы вспоминают до сих пор. И вот наконец-то Лев Борисович едет в Магнитогорск не только на «коррекцию» «Грозы», но и чтобы показать свои питерские спектакли!
И не только свои. Так, 8 октября мы увидим «Морфий» (18+) по Михаилу Булгакову. Режиссёр – Александр Фонарёв, которого мы успели полюбить, художественные руководители постановки – Лев Эренбург и Вадим Сквирский. А 10 и 11 октября состоятся два показа спектакля Эренбурга и Сквирского «Братья Карамазовы» (16+) по мотивам романа Ф. М. Достоевского (16+).
Аннотация гласит: «Глыба романа Достоевского расколота создателями спектакля на горсть этюдов (традиционных для Эренбурга) – этюдов дерзких, острых, гротескных, преисполненных вулканической страсти, юмора, трюков, но собранных, нанизанных при этом на живую нитку психологического театра. У этого спектакля не повествовательный ритм, здесь нет чтения вслух, морализаторства и красивых поз. В нем – энергия несущейся тройки, молодецкая удаль и красота, сила и смелость, и даже в молчании – звон и дрожь. После предыдущих постановок НДТ, в частности, «На дне» (16+) и «Преступление и наказание» (16+), размышления о взаимоотношениях человека и Бога не закончились. Более того, возможно, впервые у Эренбурга «Братья Карамазовы» – это спектакль не столько о Боге, сколько о чёрте, о соблазне, о бездне греха. О потере родственных связей и потере себя, но вместе с тем, парадоксально, и об обретении оных, пусть и за границами земной жизни».
Александр Фонарёв, который во время «небольших гастролей» будет работать в Уфе, надеется, что его мастер найдёт возможность остаться на «Утиную охоту» 12 октября – и в этом случае сделает всё, чтобы снова приехать в Магнитку. Оценка Эренбурга для него значит безмерно много.
Воистину тесен театральный мир, и в нём складываются такие переплетения судеб и творческих связей, что только и остаётся – восхищаться прочностью плетения и красотой узора.
Спектакли Сергея Пускепалиса
Центральное событие осени – Всероссийский театральный фестиваль «Серёжа», который состоится в Магнитогорском драмтеатре имени А. С. Пушкина при поддержке гранта главы города в сфере культуры и искусства «Вдохновение-2024». У магнитогорских зрителей будет уникальная возможность увидеть спектакли Сергея Пускепалиса, которые по сей день остаются в репертуаре ведущих театров страны.
Московский художественный академический театр имени М. Горького 27 и 28 октября представит светлую историю о вещах высшего порядка «Последний срок» (12+) по Валентину Распутину. Московский художественный театр имени А. П. Чехова 2 ноября покажет историю мужчины средних лет «Дом» (18+) по Евгению Гришковцу. Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова (Ярославль) привезёт два спектакля: 3 ноября мы увидим лирическую комедию «Весы» (16+) по Евгению Гришковцу, 4 ноября – комедию «Предстоящее событие» (16+) по пьесе Игоря Глинкова.
Евгений Климов также рассказал, что сын Сергея Витауто, Глеб Пускепалис, восстановит в Магнитогорском академическом драматическом театре имени А. С. Пушкина спектакль «Клинч» (16+) по Алексею Слаповскому, который ранее шёл в Уфе.
…и другие события
Что ещё сезон грядущий нам готовит?
Надежда Лаврова работает над постановкой «Две дамочки в сторону Севера» (16+) по знаменитой пьесе Пьера Нотта, Александра Кохан – над новогодней сказкой «Ёжик, который умел зажигать звёзды» (6+).
Весной встретимся с бессмертной классикой – состоятся премьеры спектаклей «Слабое сердце» (16+) по Ф. М. Достоевскому и «Школа жён» (16+) по Жану-Батисту Мольеру. «Магнитогорский металл» ещё расскажет подробнее об этих проектах.
С 22 по 26 апреля в рамках Федеральной программы «Большие гастроли» МАДТ имени А. С. Пушкина обменяется пятью спектаклями с Воронежским академическим театром драмы имени А. В. Кольцова. Воронежцы привезут к нам спектакли «Вишнёвый сад» (16+), «Три сестры» (16+), «Король Лир» (16+) и две постановки по пьесам современных авторов. Из Магнитки к ним отправятся «Пиковая дама» (16+), «Старший сын» (12+), «Изобретательная влюблённая» (12+) и ещё два спектакля, которые будут выбраны в зависимости от технических особенностей сцены в Воронежском театре.
И это далеко не исчерпывающий обзор событий бесконечно яркого и креативного 88-го театрального сезона в Магнитогорском академическом драматическом театре имени А. С. Пушкина. Подробности – на официальном сайте театра (16+) и в официальном сообществе МАДТ в социальной сети «ВКонтакте» (18+).