Шекспир утверждал: весь мир – театр. Но, напоминает драматург и режиссёр пьесы Данила Сочков в необычном спектакле «Диагноз: Театр» (18+), есть и те, для кого театр – весь их мир. Как минимум самая важная часть жизни. Актёры всегда на виду, в свете рампы. Но не менее интересны скромные асы закулисья – гримёры, осветители, помощник режиссёра и не только. В юбилейный, 85-й сезон Магнитогорский академический драматический театр имени А. С. Пушкина представил спектакль в жанре «вербатим» – история на основе реальных монологов и диалогов героев.
Прототипы – работники театра. У них актёры брали интервью, а затем Данила Сочков составлял из них полотно действия. Он считает себя не автором, а скорее соавтором текстов. Есть в них места «причёсанные» – чтобы зритель понял специфику театра, не запутавшись в профессиональной терминологии. А есть фрагменты, как с юмором выражается Данила, «взлохмаченные» – когда он хотел что-то подчеркнуть, сделать более выпуклым.
Это не первый режиссёрский и такого рода драматургический опыт Данилы Сочкова: в театре Talk шёл спектакль «Мышь в горохе» (16+) по мотивам «Преступления и наказания» (16+), принимавший участие в Международном театральном фестивале Ф. М. Достоевского в Великом Новгороде. Там тоже есть элементы вербатима.
В постановке магнитогорской «драмы» «Диагноз: Театр» режиссёр Сочков ставил перед собой задачу: «Чтобы смех был добрый, слёзы – не горькие, а тёплые». И, забегая вперёд, скажу: у него это получилось.
Напомню: это третья постановка в юбилейном сезоне драмтеатра имени А. С. Пушкина о мире Мельпомены: «бардак в трёх интерьерах» минчанина Алексея Шавлова по пьесе Эдуардо де Филиппо «Человек и джентльмен» (16+) на большой сцене, спектакль-променад «Сквозь театр» (12+) – авторский проект актрисы магнитогорской «драмы», режиссёра Александры Кохан – и, наконец, «Диагноз: Театр» (18+) Данилы Сочкова. Таким образом, зритель может увидеть мир театра в разных его проявлениях.
Данила Сочков говорит: «Не мне, а моей жене Саше Кохан пришла в голову такая идея: «Работники театра, вы, зрители, идёте в театр за ненастоящей жизнью, но люди за кулисами живут по-настоящему в ненастоящем».
Спектакль «Диагноз: Театр» необычен тем, что зрители располагаются на поворотном круге средней сцены. В разные моменты им открываются и «карманы», где хранятся декорации, и люк, из которого идёт дым и вырывается «пламя», и пульт помощника режиссёра с мигающими огоньками, напоминающий рубку звездолётов из фантастических фильмов. Поднимаются и опускаются софиты… Это магия театра, обычно скрытая от глаз непосвящённых.
Признайтесь, вам никогда не хотелось покататься на круге сцены? Это шанс исполнить мечту – грандиозная карусель завораживает. Напомню – этот приём будет использован и в спектакле «Каштанка» (6+), удостоенном гранта главы города в сфере культуры и искусства «Вдохновение» и запланированном к выходу в свет весной 2024 года. Но для меня первое яркое впечатления – постановка Данилы Сочкова.
Режиссёр в спектакле «Диагноз: Театр» на сцену не выходит, его задача – увидеть всё со стороны. Для актёров же играть своих коллег – особая ответственность. Гримёр-постижёр Александра Солдатенко (её образ воплощает на сцене Лира Андреева-Лямкина) отдала служению театру 55 лет. Помощник режиссёра Ольга Баландина (Анна Дашук) тоже совсем недавно ушла на заслуженный отдых. Специалист звукового цеха Владимир Наумов (Иван Погорелов), заведующая труппой Ирина Денискина (Ольга Иванова-Гущанская) служат в театре и сейчас. Евгений Щеголихин перевоплотился в директора «драмы» Евгения Климова. Вспомнили и замечательных людей, которые отдавали театру все силы, – осветителя Аркадия Скворцова (о нём рассказывают коллеги) и техничку Ольгу Фаррахову. Оба ушли из жизни в феврале 2021-го. Когда Анна Дашук, исполняющая роль Ольги Михайловны Фарраховой, человека большой души, взлетает над сценой, зал не может сдержать слёз.
Живые, настоящие истории. Диалоги – возможно, немного гротескные, но подчас невероятно трогательные. Герои спектакля – это и конкретные работники театра, и образы обобщённые – в каждом театре есть техничка, помреж, директор… И в каждом из нас есть тот, кто готов жертвовать личными интересами, не обращать внимание на недомогания – и всё во имя дела, которое увлекает, придаёт жизни цвет, вкус, смысл…
Автору этого материала посчастливилось побывать на сдаче – самом первом показе на друзей театра. Едва отзвучали овации, актёры летят к «своим» героям – обнимают их со слезами на глазах, говорят о чём-то, смеются… В такие важные минуты людям мешать нельзя, я и не стала. Только посмотрела издалека с благодарностью на тех, кто, невидимый зрителям, дарит нам рукотворное волшебство – «ненастоящую» жизнь, которая всё же не менее важна, чем «настоящая».