В Магнитогорском академическом драматическом театре имени А. С. Пушкина состоялась премьера печальной комедии Алексея Вотякова «Родерик» (16+) по современной ирландской прозе. Сюжет замешан на крови, самогоне и слезах. Выживут только те, кто умеет смеяться, но это не точно. А драться здесь умеют все, кроме, пожалуй, многострадального католического священника – отца Уэлша, чью роль точно и пронзительно исполняет Андрей Майоров (в другом составе – Анатолий Баженов). Это у него забавное, на взгляд жителей посёлка, имя Родерик.
А ещё «Родерик» – название хард-рок-кафе, в которое мы переносимся несколько раз за время спектакля. Кажется, голос Лиры Андреевой (Лямкиной), хрипящей на грани отчаяния, вот-вот сорвётся – но нет, песня длится, как длится боль раненой души. Яркая актриса и великолепная вокалистка, Лира в спектакле – в образе ирландки Морин Фоланд. С ней в группе играют Том Хенлон (музыкальный руководитель постановки Антон Масленников), Рей Дули (актёр МАДТ имени А. С. Пушкина Игорь Иголкин) и Пато Дули (фронтмен ушедшей в легенды группы Mad V, ныне бас-гитарист группы Necropositive Юрий Бахарев). И это звучит поистине мощно!
Запад? Ну что вы, Ирландия – это мир, парадоксально близкий россиянам. Беспросветное пьянство, убогий быт, нищета… И чувство экзистенциальной деревенской, избяной тоски нам знакомо, правда? Может быть, поэтому нам так «зашёл» Мартин Макдонах – магнитогорские театралы со стажем наверняка вспомнят блистательные постановки Пермского театра «У моста», которым публика рукоплескала на фестивалях «Театр без границ» (16+), а в нашей «драме» несколько лет назад шла «Королева красоты» (16+). Словом, ничто ирландское нам не чуждо.
Мрачную эстетику посёлка где-то в Ирландии на магнитогорской сцене создал режиссёр спектакля, главный художник МАДТ имени А. С. Пушкина Алексей Вотяков – он выступил в роли сценографа, создал костюмы. Вместе с ним над спектаклем работали видеохудожник Евгений Поляков, режиссёр по пластике Мария Грейф (Челябинск), постановщик трюков Андрей Ганичев (Уфа), помощник режиссёра Лариса Яминова. И актёрский ансамбль, о котором можно сказать только самые добрые слова. Кроме названных выше участников хард-рок-группы и создателей образа отца Уэшла Андрея Майорова и Анатолия Бааженова, это Игорь Панов (Коулмен Коннор), исполняющие в разных составах роль Вэлина Коннора Иван Погорелов и Кирилл Копылов, а также две Гёлин Келлехер – Мария Шумилова и Анастасия Калинникова. Так что зрители, которые хотят увидеть в «Родерике» новые грани, смело могут идти снова. Другой состав – и спектакль не будет прежним.
Кто они, жители депрессивного посёлка? Выродки, утратившие представления о нравственности и живущие низменными страстями. Мятущиеся натуры, ставящие перед собой шекспировский вопрос «быть или не быть?» и теряющие смысл существования. Циники, которые рады бы сказать о своей любви, но совсем разучились это делать. Безнадёжны ли они? Бессмысленна ли жертва отца Уэлша? Братья Конноры, погрязшие во взаимных обидах и упрёках, делают шаг друг другу навстречу – и неизвестно, достаточно ли будет этого шага, чтобы что-то изменить.
Издёвки, ссоры, драки, где в ход идут ружьё и нож, оказываются лишь вершиной айсберга. Коулмена и Вэлина не получится сравнить с Каином и Авелем – в них намешано немало от обоих библейских братьев. Этим они и интересны – живые, каждый со своим трудным характером.
Симпатию вызывает несчастная (а кто из героев счастлив?) Гёлин, торгующая самогоном (но знали бы вы, зачем она это делает). За внешним сарказмом этой девчонки таится порывистая нежность. Как и отцу Уэлшу, ей безумно тяжело в этом жестоком мире. Как и у Родерика, у неё «смешное» настоящее имя – Мэри. И как не увидеть в этом очередной отсыл к Библии – их в «чёрной» ирландской комедии больше, чем кажется на первый взгляд, и это не только камни, которые собирает и разбрасывает отец Уэлш. Судьба бедолаги священника заставляет задуматься: где грань, на которой заканчивается ответственность за ближних и начинается саморазрушение?
Скажем прямо, «Родерик» – зрелище не для чувствительных натур. В спектакле есть моменты, когда хочется закрыть глаза и уши. Слишком жёстко. Но, перефразируя известное изречение… This is Ireland. Это Ирландия. И более того, это жизнь. Жизнь, которая торжествует над смертью, потому что, только пока ты здесь, ты можешь что-то изменить и измениться сам.
Ближайшие показы печальной Hard Rock Comedy «Родерик» (16+) – 3, 20 октября и 8 ноября. Подробная информация – на официальном сайте Магнитогорского академического драмтеатра имени А. С. Пушкина: https://dramteatr.com/play/roderik.