В беседе с жильцами коммерческий агент домофонной компании пояснила: при перезаключении договора граждане получат по одному бесплатному ключу, остальные придётся покупать. Жители категорически не согласились с такой постановкой вопроса. С чего вдруг? Ведь собственников квартир вполне устраивала старая система и они не просили ни о каких нововведениях. Причём заключённый с компанией договор ещё с 2004 года не потерял статус действующего.
Сначала жильцы дома попытались получить устные разъяснения. Но представители "Факториал-М" настаивали на своём. Тогда люди отправили письменный запрос в эту фирму, убеждая в том, что решения собственников квартир на замену оборудования, подкреплённого протоколом общего собрания, нет. Одновременно, возмущённые таким произволом, жильцы дома обратились в общество защиты прав потребителей, юристы которого также потребовали от домофонной компании дать письменные объяснения происходящему, разъяснив, что ООО "Факториал-М" грубо нарушает законодательство. И вскоре был получен ответ, в котором, в том числе, утверждалось, что "замена домофонной системы возможна только с письменного согласия собственников жилых помещений дома". Казалось бы, конфликт исчерпан. Но не тут то было.
Аналогичная ситуация разворачивается не только в Ленинском районе, но и в других частях города. И вновь фигурирует в ней компания "Факториал-М". Сценарий как под копирку: объявления на подъездах и условия покупки дополнительных ключей.
В ОЗПП, на основании опыта, полученного с разбором ситуации в доме на улице Набережной, подчёркивают: из представленных гражданами документов следует, что ООО "Факториал-М" отказывается исполнять свои обязательства по договору, заключённому в 2004 году. Но в этом действующем документе такого права не предусмотрено. Значит, если собственники квартир не заключат новый договор, то на них должны распространяться условия действующего договора. А смена домофонного оборудования - всего лишь собственная инициатива ООО "Факториал-М".
Кроме того, по закону "О защите прав потребителей" исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату. Из текста объявления, наклеенного на подъезде, ясно: после замены оборудования жильцы могут получить один бесплатный ключ на квартиру и приобрести дополнительные за деньги. Как быть тем, кто не считает установку нового оборудования необходимостью и отказывается покупать ключи за деньги? Они останутся без доступа в собственную квартиру? Но это уже нарушение права на жилище, гарантированное Конституцией РФ.
В случае возникновения подобных ситуаций, специалисты советуют самим собственникам квартир решать: необходимо ли им новое домофонное оборудование или вполне устраивает старое. И помнить, что без их документально оформленного решения никто не вправе навязывать дополнительные услуги.