На взгляд авторов, вектор такого ракурса задаёт сам Горбачёв, рассказывая о посетившем его видении во время балета "Щелкунчик" в сцене метели. Пока шла метель и танцоров кружило и разметывало, он вдруг не просто увидел и понял природу России, он прозрел её - метельная страна, метельный народ. И сам он - человек метели. Противоречивый, для одних свой, для других - чужой, то раскручивающий события, то упирающийся поперёк их, то герой, а то предатель… Горбачёв - человек вольный. А раз вольный, то и место ему или в пантеоне героев, или - на Лобном месте.
Второй ракурс, заданный им же, это, по признанию Горбачёва, две его подлинные и страстные любви. Любовь первая: сильная, неувядающая, вечная - его жена. Любовь вторая, той же силы, но иная: неверная, азартная, переменчивая - политика.
Ракурс третий - комментарии детей и внуков тех, кто когда-то был соратниками и помощниками Горбачёва. Почему дети и внуки? Да потому, что сами сподвижники уже старые, уставшие люди. Отношение и оценка роли и личности Горбачёва известных людей достаточно известны. А вот другое поколение, его точка зрения, его понимание роли Горбачёва в истории его страны - это и любопытно, и современно.
Но есть и четвертый ракурс - авторский. И его задаёт ведущий фильма Сергей Медведев. Три позиции, три смысла, три вехи, три образа фильма, которые он осваивает согласно перипетиям жизни героя. Первый - "Овраг" - село Привольное Ставропольского края, откуда глубокий провинциал сумел не только выбраться, но и подняться на самый верх. Второй - "Паркет" - Кремль, где и скользкий паркет, и кружащие головы лепнина и позолота, и высота интриг, и безжалостная борьба. Третий - "Лобное место" - самое незыблемое место в России. Лобное место - и реальность, и миф одновременно. Оно из самых устойчивых и из самых неприметных и редко когда упоминаемых и показываемых мест во время парадов, праздничных шествий и концертов… Место для приговора или помилования вольных людей…
Первый канал. 3 марта. 00.20 (16+).