В современных школьных учебниках можно обнаружить, что шестью восемь - двадцать восемь, а Марко Поло, судя по датам жизни, отправился в легендарное путешествие уже после смерти. Несмотря на то, что учебные пособия проходят несколько этапов проверки, внимательные родители находят в них массу фактических ошибок, не говоря уже о других претензиях к содержанию. На основании многочисленных жалоб, собранных в рамках проекта "Народная экспертиза учебников", комиссия Общественной палаты РФ по развитию науки и образования просит Минобрнауки усовершенствовать механизм экспертизы учебников, в частности, возродить советскую методику апробации учебников.
Задания к некоторым упражнениям ставят в тупик педагогов с солидным стажем.
К примеру, в учебнике по русскому языку для четвёртого класса в одном из заданий требуется найти изображение лошади на рисунке. Эксперты могут спорить насчёт целесообразности задания, но парнокопытное на рисунке можно найти разве что при помощи лупы.
Мама второклассницы пожаловалась в Общественную палату на задание по "Литературному чтению". Детям было предложено ознакомиться с рассказом Джанни Родари "Машинка для приготовления уроков" и сочинить под впечатлением собственный рассказ. Родительница назвала предложенное школьной программой произведение "детским триллером". Не одно поколение россиян было воспитано на безобидной сказке о мальчике-луке, но сюжет "Машинки…" несколько отличается от итальянской классики. По сюжету трёхстраничного рассказа папа купил сыну машинку, которая сама делала уроки. Только вот столь полезное приобретение было куплено не за деньги, а за мозги сына, после чего сынуля стал безмозглым и пытался упорхнуть в окно, как птичка. Чтобы этого не произошло, папе пришлось посадить его в клетку. В итоге всё закончилось хорошо, поскольку оказалось каким-то сюрреалистическим сном.
По мнению родителей, можно было подыскать для второклассников менее стрессовый образ для воспитания важных качеств.
Обращения в Общественную палату продемонстрировали, что выросшие на стихах Самуила Маршака, Агнии Барто и Корнея Чуковского родители и педагоги в отличие от Министерства образования не оценили поэзию Овсея Дриза, Ефима Чеповецкого и Артура Гиваргизова.
В сентябре 2015 года настоящий скандал разразился по поводу учебника по обществознанию для восьмого класса, выпущенного издательством "Дрофа". Его авторы объясняли, почему человек с тяжелым психическим заболеванием не является личностью. В Минобрнауки возмущенной общественности пообещали разобраться с тем, как подобный фрагмент мог попасть в учебник. Кстати, ранее положительные заключения дали Российская академия наук, проводившая педагогическую и научную экспертизу учебника, и некоммерческое партнерство "Лига образования", отвечавшее за общественную экспертизу.
В ближайшее время эксперты палаты классифицируют обращения граждан, после чего подробный документ с рекомендациями по усовершенствованию учебников будет направлен в Министерство образования и науки. Также чиновникам будет рекомендовано обратить внимание на профессиональный уровень авторов учебников, поскольку к многим из них возникают серьёзные вопросы.