Напомним, в сентябре 2006 года вступил в силу федеральный закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества", который в народе называют "законом о дачной амнистии". Документ описывает "облегченную" процедуру оформления права собственности на земельные участки, а также дома, гаражи, бани, пристройки и иные объекты недвижимости. Дачная амнистия предназначена для тех, кто получил земельные участки в советские времена или на заре реформ, но до сих пор так и не оформил свои права либо владеет свидетельством на землю старого образца. При этом, подчеркнул Евгений Винокуров, неважно, была ли земля предоставлена на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненно наследуемого владения или вообще без указания права: владелец земли и дома все равно может зарегистрировать право собственности. Документы, выданные в разное время разными инстанциями на землю и дачные домики, сохраняют свою силу. Исключение составляют лишь те случаи, когда участок дан в аренду или был получен после введения в действие Земельного кодекса РФ 30 октября 2001 года: дачная амнистия здесь не работает.
Начальник территориального отдела № 13 управления Роснедвижимости по области Евгений Винокуров сообщил, что совершить приватизацию собственности в рамках дачной амнистии особенно выгодно садоводам, чьи земельные участки предоставлялись садоводческим товариществам. В соответствии с "законом о дачной амнистии", кооператив не может влиять на решение о предоставлении в собственность садовых участков.
Отвечая на вопросы помощников депутатов, Евгений Винокуров пояснил, что воспользоваться дачной амнистией могут и владельцы тех земельных участков, на которые вообще нет документов. В случае, если земля предоставлена для ведения личного подсобного хозяйства, право собственности на данный участок может быть зарегистрировано на основании выписки из похозяйственной книги, выдаваемой органом местного самоуправления.
Обязательным условием государственной регистрации прав на земельный участок является его кадастровый паспорт. Отсутствие в кадастровом паспорте каких-то сведений не является основанием для отказа в регистрации прав. То есть, подчеркнул Евгений Винокуров, проведение межевых работ необязательно. Получить кадастровый паспорт можно, не делая межевания: хватит старых данных по участку. Если же владелец земли сам хочет уточнить границы своего участка, он может провести его межевание. В Магнитогорске выполнение этих работ можно заказать в одной из пяти межевых организаций: стоимость их услуг - от четырех до пяти тысяч рублей. Данные сведения нужно передать в территориальное подразделение Роснедвижимости, которое внесет их в Государственный земельный кадастр и выдаст собственнику кадастровый паспорт земельного участка. После получения кадастрового паспорта собственник обращается в Федеральную регистрационную службу за получением свидетельства о государственной регистрации права собственности.
Процедура оформления прав на вновь построенную недвижимость в упрощенном порядке различается в зависимости от того, идет ли речь об объекте индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для этих целей, либо об объекте, расположенном на земельных участках, предназначенных для ведения дачного хозяйства или садоводства. В первом случае для оформления права собственности на жилые дома, построенные до 1 января 2010 года, не требуется получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления технического паспорта объекта. Для государственной регистрации прав на недвижимое имущество технический паспорт является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта. Поскольку "льготный" порядок установлен временно, до 1 января 2010 года собственникам таких объектов, безусловно, следует воспользоваться своим правом.
Еще более простой порядок предусмотрен для оформления права собственности на дома, стоящие на земельных участках, предназначенных для ведения дачного хозяйства или садоводства. Документом, подтверждающим факт строительства дома или гаража, является декларация об объекте недвижимости. В нее вносятся сведения об адресе постройки, виде, назначении, площади, количестве этажей, в том числе подземных, годе его создания, материалах наружных стен, его подключении к сетям инженерно-технического обеспечения, кадастровом номере земельного участка, на котором объект расположен. В настоящее время регистрация права собственности производится по данным фактической площади земельного участка, причем декларация составляется его владельцем. Кстати, регистрирующий орган не проверяет достоверность указанных в декларации сведений. Однако не рекомендуется сознательно "улучшать" в декларации показатели объекта недвижимости: завышать площадь либо вместо садового домика указывать "жилое строение", поскольку сам дом от этого лучше не станет, а налоги придется платить на все фантазии. По той же причине не рекомендуется заполнять декларации на все постройки, расположенные на участке: сараи, туалеты, колодезные кольца, парники, хотя закон этого не запрещает. Кроме того, после государственной регистрации подобных "излишеств" изменить запись в Едином государственном реестре прав можно только через суд.
Многофункциональный центр по оформлению земельных участков находится по адресу: пр. К.Маркса, 79.