Начальник управления финансовых ресурсов ОАО "ММК" Александр Довженок продолжает уроки финансовой грамотности на страницах "Магнитогорского металла". В преддверии первого сентября - Дня знаний - разговор в рубрике "Финансовый ликбез" пойдёт о наших детях, для которых на следующей неделе начинается новый учебный год.
У меня самого растёт сын, и я уже начал задумываться над тем, как в доступной форме обучить его финансовой грамотности. Просмотрев различные источники, подчерпнул несколько советов по построению взаимоотношений с ребёнком в финансовой сфере, которыми хочу поделиться.
1. Выдавайте детям карманные деньги.
Для воспитания финансовой грамотности необходима развивающая среда. У ребёнка обязательно должны быть свои деньги, которые он может тратить по собственному усмотрению - это очень важный элемент в жизни ребёнка, можно сказать, ступенька в его развитии. Чтобы дети умели распоряжаться деньгами, планировать расходы, тратить и рассчитывать бюджет, нужно их этому научить. А как научить, если ребенок никогда не держал в руках деньги? Только на своём опыте управления деньгами дети могут научиться эффективно их тратить, сохранять и вкладывать.
Начать можно с любого момента, который родителям покажется подходящим. Например, с возраста, когда ребёнок может самостоятельно посчитать деньги, или с поступления в первый класс, с начала самостоятельного передвижения по городу. Главное, чтобы к этому моменту ребёнок был достаточно социально развит, чтобы деньги обрели для него ценность.
2. Договоритесь с ребёнком о сумме и периодичности выдачи карманных денег.
Карманные деньги, как и многие другие важные элементы жизни, непосредственно касающиеся ребёнка, - предмет для обсуждения с ним. Особенно важно во время этого разговора рассказать ребёнку о его новых правах и возможностях. Выберите вместе с ним период, на который вы будете давать ему определённую сумму карманных денег, - каждую неделю, раз в две недели, раз в месяц...
3. Не платите ребёнку за помощь по дому и не лишайте карманных денег в качестве наказания.
В формировании финансовой грамотности ребёнка основным инструментом являются именно карманные деньги, а не доступ к ним. Поэтому важно придерживаться достигнутых с ребёнком договоренностей по периодичности и объёму средств, которые он получает. Но не стоит использовать деньги в качестве элемента мотивации или демотивации.
4. Не увлекайтесь контролем расходов.
Желательно никак не контролировать расходы ребёнка, позволяя ему самому находить решения и обращаться к вам за помощью. Будет полезным время от времени разбирать расходы ребёнка, особенно если у него не получается самостоятельно их контролировать. В таком случае можно обсудить с ним причину такой ситуации и предложить выдавать деньги меньшими суммами на меньшие периоды - чем меньше период, тем проще контролировать траты.
Цель предоставления карманных денег ребёнку состоит в том, чтобы дать ему возможность научиться в реальной и при этом безопасной ситуации самому принимать решения по поводу своих финансовых средств.
5. Расскажите ребёнку, для чего нужна копилка.
Обсудите с ребенком суть накоплений, объясните, для чего они нужны, что позволяют делать, поделитесь собственным опытом. Поинтересуйтесь, о каких существенных приобретениях ваш ребёнок мечтает. Это может быть велосипед, самокат, телефон, новый компьютер, планшет или любая другая ценная для него вещь. Подсчитайте вместе, сколько потребуется времени, чтобы накопить на неё. Проговорите необходимость отказаться от каких-то элементов текущего потребления в пользу накопления. Составьте вместе с ним несколько вариантов плана накоплений, исходя из 10, 20 и 30 процентов от регулярной суммы карманных денег, которые он получает. Пусть он выберет тот вариант, который ему нравится больше, и придерживается его. Обязательно вернитесь к этому обсуждению спустя несколько недель или месяцев и обсудите успехи или неудачи.
6. Договоритесь о помощи при крупной покупке.
Если копить на важную для ребёнка вещь необходимо слишком долго, мотивируйте его тем, что, когда он накопит какую-то значимую часть большой суммы (половину, треть, две трети и т. д. в зависимости от цели, стоимости и ваших возможностей), вы добавите недостающую часть и вместе с ним купите то, что он хочет.
7. Включите в карманные деньги часть расходов на ребёнка.
Следующим шагом может стать возврат части ответственности за текущие расходы на ребенка в его собственные руки. За некоторые статьи расходов ребёнок может отвечать самостоятельно. В зависимости от возраста это могут быть: школьные обеды, мобильная связь, транспорт, подарки друзьям, кино, предметы одежды. Постепенно список будет расти - до тех пор, пока все расходы ребёнка не окажутся в его собственной зоне ответственности.
8. Помогите ребёнку оптимизировать расходы.
Расскажите ребенку о понятии оптимизации расходов. Наглядно продемонстрируйте, каким образом у него будет оставаться больше свободных денег, если он оптимизирует свои расходы. Подумайте вместе над тем, какую статью расходов (мобильная связь, транспорт, еда вне дома...) можно оптимизировать, и как конкретно это сделать.
9. Будьте примером.
Дети - наша копия, поэтому для воспитания финансово грамотного ребёнка в первую очередь стоит озаботиться собственной финансовой грамотностью. Всё, что вы рекомендуете или рассказываете ребёнку о финансовой грамотности, будет иметь вес только в том случае, если вы сами будете придерживаться тех же правил.
10. Предложите ребёнку специальное обучение.
Существуют специальные курсы, тренинги и мастер-классы, на которых детям и их родителям в игровой форме, с использованием мультипликационных и различных других материалов преподают основы финансовой грамотности. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок с детства понимал, что такое деньги и как с ними обращаться, откуда они берутся и как их правильно тратить, данный инструмент будет наиболее эффективен.