Пищевые отравления и взрывы на пляже в Турции этим летом побудили Роспотребнадзор напомнить россиянам о том, какие права имеют туристы в области безопасности, на какие пункты договора следует обратить особое внимание. Туроператорам и турагентам еще раз обозначили обязанности: осуществлять предупредительные меры, направленные на обеспечение безопасности туристов. При возникновении чрезвычайных ситуаций - оказать всестороннее содействие в реализации туристами законных прав на получение медицинской помощи и обеспечение личной безопасности.
В договоре должны оговариваться все вопросы, имеющие отношение к безопасности, в частности:
o размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования, ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение;
o сведения о порядке и сроках предъявления потребителем претензий к исполнителю в случае нарушения исполнителем условий договора о реализации туристского продукта;
o сведения о порядке и сроках предъявления потребителем требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и банковской гарантии.
Вред, причиненный жизни или здоровью потребителя вследствие необеспечения безопасности, подлежит возмещению в полном объеме. Право требовать возмещения вреда признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с исполнителем услуги или нет. Исполнитель услуги освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил. Необходимо учитывать, что федеральный закон "Об основах туристской деятельности в РФ" требует от туристов соблюдения во время путешествия правил личной безопасности.
Территориальным органам Роспотребнадзора дано поручение подробно консультировать потребителей туристских услуг и оказывать им содействие в подготовке претензий и исковых заявлений в случае нарушения прав потребителей.