После того, как магнитогорцы получили январские квитанции от муниципального предприятия "Трест "Теплофикация", шквал обращений обрушился на городские средства массовой информации. Люди высказывали возмущение в едином рассчётно-кассовом центре, офисах управляющих компаний, звонили в управление ЖКХ городской администрации. Поэтому директор "Теплофикации" Владимир Киленский, директор ЕРКЦ Александр Печкарёв и начальник отдела экономического анализа Ольга Савгиря встретились с журналистами города, чтобы дать разъяснения и ответить на животрепещущие вопросы.
Как не без иронии отметила Ольга Сафеевна, вопросов у населения не возникало ни в октябре, когда все ждали включения в квитанцию счёта за отопление, а его не было, ни в ноябре и декабре, когда сумма была меньше привычной. Но стоило цифре оказаться больше ожидаемой…
А между тем, причина проста, и Владимир Николаевич объяснил это предельно ясно. Раньше "Теплофикация" работала в соответствии с постановлением правительства № 307, и счета выставлялись авансом. А теперь - в соответствии с постановлением № 354, которое дозволяет брать деньги за уже оказанную услугу. Потому и в октябре за отопление магнитогорцы не платили, и в последующие месяцы, не по-зимнему тёплые, плата была относительно невысокой. А в морозном январе сумма оказалась на порядок выше. Тарифы же не выросли. Четырёхпроцентный рост ожидается в июле 2016 года. А до той поры норматив - 0,036 гигакалории на квадратный метр в месяц, что в рублях составляет 43,66 на квадратный метр общей площади жилого помещения.
Возможно ли уменьшить сумму платежа? Да, если установить общедомовой прибор учёта. Ольга Савгиря призывает жильцов, в порыве эмоций грозящих снять теплосчётчик, не делать этого: и незаконно, и неэкономично. А Владимир Киленский рассказал о том, что снятие показаний - серьёзная процедура, которая проводится в присутствии представителя управляющей компании и, при желании, жильцов-активистов - старших дома или подъезда. Она не так проста, как проверка цифр на водомерах, и требует особых умений. Разработаны даже мини-компьютеры, способные быстро и правильно произвести нужные подсчёты. Это большое подспорье для сотрудников треста, ведь у некоторых из них в ведении - сотня домов, и в каждом надо успеть побывать.
Комфортной для человека считается температура в помещении 20-22 градуса по Цельсию.
Александр Печкарёв заверил, что в ЕРКЦ каждому готовы подробнейшим образом ответить на все вопросы, разложить по полочкам алгоритм формирования начислений. По нормативам, сегодня считается комфортной для человека температура в 20-22 градуса, что прохладнее привычного, но полезнее для здоровья. Знакомая ситуация: форточки зимой нараспашку, потому что батареи шпарят вовсю. Но зачем отапливать улицу, тем более за свой счёт? Напомним: до 1997 года, когда началось масштабное реформирование жилищно-коммунальной сферы, жильцы оплачивали лишь 20 процентов реальной стоимости услуг. В наши дни платят полностью за потреблённые гигокалории - так зачем переплачивать? К слову, начальник отдела экономического анализа управления ЖКХ упомянула об обращении семейной пары, жалующейся на слишком высокую температуру в квартире: мол, пока оденешься да из дома выйдешь, вспотеешь, на морозе сразу простываешь… Из зала тут же раздалась реплика: "Наверное, давление у них высокое!"
Хотя людям с любым давлением не в радость жара в квартире поздней весной или в разгар золотой осени. По нормативам, отопительный сезон в наших краях - 218 дней, с первого октября по десятое мая. И чем сетовать на то, что топить начали только десятого октября, а счёт за отопление в октябре всё-таки пришёл, не лучше ли порадоваться отсутствию пытки жарой? К тому же и сумму платежа насчитали в соответствии с оказанной услугой. Если раньше насчитывалась среднегодовая стоимость отопления и делилась поровну на семь месяцев отопительного сезона, то теперь оплата производится по факту - как и сколько топили, так и платим. Удобно ли это? Вопрос спорный. Законно ли это? Безусловно.
Зашла речь и о подъездах. Температура в них должна быть не ниже плюс двенадцати. И зависит это не только от работы отопительных систем. Если в подъезде выбиты окна и двери нараспашку, граничащие с лестничной клеткой стены кухонь и санузлов начинают "плакать". Позаботиться о температурном режиме в подъездах - задача как "Теплофикации", так и жильцов, а также управляющей компании.
Самые дисциплинированные плательщики - пенсионеры, люди старой закалки - порой вынуждены копить долги за квартиру. Директор ЕРКЦ рассказал, как, видя оплату "коммуналки" лишь частично, интересовался у стариков: что мешает оплатить все квитанции, может быть, качество услуг не устраивает? А причина проста: пожилые собственники квартир порой выбирают между оплатой квитанций ЖКХ и покупкой продуктов и лекарств. Обнищание населения - тема злободневная. Директор треста "Теплофикация" призвал магнитогорцев, которым тяжело полностью оплачивать теплоснабжение, обратиться к специалистам предприятия с заявлением о рассрочке платежа. Важная деталь: никаких дополнительных расходов это не повлечёт, в то время как с 91-го дня просрочки начисляется пеня.
Разговор получился острый и, прямо скажем, невесёлый - новости ЖКХ редко радуют. Радует другое - беседа шла в конструктивном русле, и многое стало понятнее. А напоследок скажем: не платить за отопление, как и за другие коммунальные услуги, - себе дороже. И, похоже, надо смириться с тем, что Африки в наших квартирах зимой не будет, какие бы африканские страсти вокруг этого ни кипели.