Один из его авторов - председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников сообщил: проектом предлагается ввести в Гражданский кодекс новый объект интеллектуальных прав - географическое указание - в качестве средства индивидуализации товара. В обиходе это также называется брендами регионов.
Такой вид средств индивидуализации товара будет действовать наравне с существующим в настоящее время - наименованием места происхождения товара - НМПТ, однако иметь более простую регистрацию.
Стоит отметить: НМПТ даёт представление об изготовителе, высоком качестве товара, а также о наличии особых его свойств, определяемых местом изготовления.
Его применение способствует повышению известности региона, росту инвестиций. Однако требования, предъявляемые при регистрации НМПТ, являются достаточно жёсткими. Необходимо подтверждать не только известность обозначения, указывающего на конкретную местность, но и особенности свойств товара, которые определяются характерными для данной местности природными условиями или человеческими факторами.
- Зачастую особые свойства не проявляются в самих товарах и, соответственно, не могут быть объективно проверены, - отметил Павел Крашенинников. - К примеру, сложно документально определить специфический вкус и цвет масла или молока, полученных от коров, которые пасутся на определённых пастбищах, где растут особые травы, характерные для данного региона.
С момента введения государственной регистрации НМПТ в 1992 году в России зарегистрировано и охраняется меньше 200 объектов такого права. В качестве примера можно привести: "Оренбургский пуховый платок", "Вологодское кружево", "Хохлома", "Гжель", "Дулёвский фарфор", "Вологодское масло", "Адыгейский сыр", "Башкирский мёд", "Астраханские помидоры", "Луховицкий огурец", "Нарзан".
А вот в Евросоюзе охраняется более 3000 географических указаний и наименований мест происхождения товаров. В связи со вступлением в ВТО у России возникли обязательства по охране географических указаний. Такие нормы предусмотрены и другими международными обязательствами.
Законопроект предусматривает решение этих вопросов. Его авторы предлагают ввести понятие "географическое указание", сохранив понятие "наименование места происхождения товара" и указывать конкретные требования к каждому из них. По этим требованиям заявитель сможет определить, на охрану какого объекта интеллектуальных прав он может претендовать.
Устанавливается, что географическим указанием считается обозначение, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории конкретного географического объекта. При этом географическим происхождением должны в значительной степени определяться особое качество товара, его репутация или другие характеристики. И хотя бы одна из стадий производства, влияющая на формирование особых характеристик товара, должна осуществляться на указанной территории.
- Таким образом, в качестве географического указания можно было бы зарегистрировать, например, калужское тесто, байкальский омуль, камчатский краб, крымские вина, якутские алмазы, золото Костромы, - пояснил Павел Крашенинников.
Законопроект определяет: географическое указание признаётся и охраняется в силу государственной регистрации Роспатентом. Лицам, зарегистрировавшим географическое указание - гражданам, организациям или объединениям лиц, предоставляется исключительное право его использования. Под использованием понимается, в частности, размещение географического указания на товарах, этикетках, упаковках, бланках, счетах и другой документации, в объявлениях о продаже товаров, на вывесках, в рекламе, в печатных изданиях, в Интернете.
Другими лицами использование зарегистрированного географического указания не допускается. Даже если ими указывается подлинное место происхождения товара или географическое указание используется в переводе либо в сочетании с такими словами, как "род", "тип", "имитация" и тому подобное. Товары, этикетки или упаковки, на которых незаконно использовано географическое указание, считаются контрафактными.
Географическое указание охраняется в течение всего времени существования возможности производить товар, отвечающий установленным требованиям. Исключительное право на географическое указание действует в течение десяти лет со дня подачи заявки в Роспатент, с возможностью последующего продления по заявлению правообладателя. Действие исключительного права может прекратиться и раньше, если, например, будут утрачены особые характеристики товара.
- Изменения направлены на совершенствование законодательства об интеллектуальных правах, - подчеркнул Павел Крашенинников. - Законопроект позволит расширить перспективы развития регионов России посредством института географических указаний. Многие из известных нам товаров уникальны именно своим географическим происхождением. В каждом субъекте России есть своя историческая, культурная или природная исключительность, особые традиции, в том числе в сфере прикладного творчества, национальной кухни и многого другого. Законопроект позволит предоставить новые упрощённые возможности регистрации и продвижения региональных брендов, работая тем самым в русле антисанкционных мероприятий на повышение конкурентоспособности экономики регионов, привлечение российских и иностранных инвестиций, развитие туризма.